|
|
(В рамках III Международного фестиваля "Посвящение
Маэстро", организованного Государственным Эрмитажем и Продюсерским
центром "Домус")
Эрмитаж воистину является приютом всех муз. Любая из его картин,
согласно общей гармонии Вселенной, может "зазвучать" или
"ожить" в своей воображаемой пластике. Музей - это живая
жизнь лучших творений человеческого гения во времени и в сегодняшнем
дне. И музей воистину всегда "звучит" и "танцует".
В этом году фестиваль решил почтить память вечно живых гениев прошлого,
сделать им своеобразное подношение от ныне живущих, подчеркнув тем
самым, что они всегда с нами.
Премьер Мариинского театра, лауреат международного конкурса Игорь
Колб, отмечая 120-летие со дня рождения великого танцовщика Вацлава
Нижинского, назвал свой вечер "Посвящение балету", как
бы поклонившись в память Нижинского, вечно живой и прекрасной Музе
Терпсихоре - в обществе самых ярких звезд балета Петербурга. Все
они послали свои своеобразные позывные Нижинскому и творившим вместе
с ним выдающимся артистам: Анне Павловой, Михаилу Фокину, Льву Баксту.
И, прежде всего, это сделал сам Игорь Колб. Его низкий поклон восхищения
великому Нижинскому состоял в том, что он сам лично исполнил его
знаменитые роли и хореографические произведения. Это было блистательное
"Видение розы" (музыка К.М. Вебера, хореогравфия М. Фокина),
ставшее легендой. Фантастический прыжок Нижинского как будто до
сих пор парит в пространстве воображаемой сцены театра Монте-Карло,
где он впервые увидел свет рампы. Игорь Колб наполнил истинным вдохновением
это романтическое творение. Его Призрак Розы навевал нежный сон
юной мечтательнице и завораживал зрительный зал. Изящная, деликатная
Жанна Айюпова, овеянная этим пригрезившимся ей танцем-видением,
переживала мгновения истинного восторга мечты.
"Послеполуденный отдых фавна" в хореографии самого Вацлава
Нижинского на музыку Клода Дебюсси стал в свое время новым словом
в искусстве танца. В исполнении Игоря Колба фавн как бы является
частью самой природы. Его пластика напоминает мягкость травы и причудливые
изгибы ветвей деревьев, изображенных на декорациях Льва Бакста.
Пластическая нега фавна-Колба в звуках музыки Дебюсси исполнена
послеполуденной дрёмы. Из глубин его существа поднимается неосознанное
любовное томление, рожденное видениями диковинных нимф, в окружении
которых особое притяжение вызывает томная Эвелина Гржибовская.
На вечере были представлены знаменитые произведения М. Фокина, где
Нижинский в свое время создал поистине легендарные образы: дуэт
из "Шехеразады" (муз. Н. Римского-Корсакова) в исполнении
изящной Татьяны Ткаченко и пластичного, виртуозного Ильи Кузнецова,
романтический "тальонивский" 7-ой вальс из "Шопенианы",
исполненный воздушной Майей Думченко с Ильёй Кузнецовым. Деликатный
реверанс был сделан великой Анне Павловой, с которой часто танцевал
Нижинский: бессмертный "Умирающий лебедь" М. Фокина в
исполнении Ирмы Ниорадзе и "Русская" в трактовке Виктории
Кузнецовой, напоминавшая легкую, переливающуюся алмазами снежинку.
Была представлена и хореография самой Анны Павловой: "Рондино"
(муз. Л. Делиба) в нежном, полетно-игривом исполнении
Т. Ткаченко.
Праздник украсили дуэт из "Жизели", вечный памятник исполнительскому
искусству А. Павловой и В. Нижинского, в исполнении Ирины Голуб
и Евгения Иванченко и трио из "Феи кукол", где возникла
своеобразная краска Пьеро, одного из хореографических воплощений
Нижинского (Е. Шешена, А. Недвига, А. Тимофеев).
И заключительным аккордом стало блистательное "Гран па де де"
на музыку Дж. Россини в хореографии К. Шпука в исполнении народной
артистки России, лауреата Государственной премии Ульяны Лопаткиной
и Игоря Колба, где замечательные артисты блистали виртуозной техникой
и изысканным комедийным талантом.
Очень хотелось бы, чтобы этот замечательный хореографический праздник
повторился на сцене Мариинского театра, где в свое время недолго
проходила творческая жизнь великого Вацлава Нижинского.
|
|