|
|
Одноактный балет Юрия Смекалова
на музыку Анатолия Лядова (1855-1914)
Концертный зал Мариинского театра
Работа Юрия Смекалова, замечательного артиста балета, представляет
несомненный интерес со всех точек зрения. Прежде всего, всегда важен
выбор музыки. Смекалов обратился к музыке А. Лядова - образной,
мелодичной, уходящей своими корнями в старинный сказочный фольклор,
где волшебство сочетается с мудростью, глубинным ощущением мироздания,
пониманием сил природы с их могуществом и таинственной непобедимой
силой. Есть в этой интереснейшей музыке ("Волшебное озеро",
"Баба-Яга", "Кикимора", цикл "Восемь русских
народных песен") также своеобразный, немного колкий, экспрессионистский
юмор. И все эти музыкальные характеристики Юрий Смекалов раскрывает
в интересных пластических образах. Хореографическим языком он живописует
образы сил природы, неумолимых и плодотворных. Злые волшебные силы
борются и взаимодействуют с добрыми. Конечно, в памяти по ассоциации
сразу всплывает "Весна священная" Игоря Стравинского,
с её многочисленными пластическими воплощениями разных хореографов
мира. Это вечные темы искусства.
Смекалов же в своём спектакле делает акцент на Возрождение, Воскресение
всего живого в предчувствии Весны. В природе происходит не только
круговорот времён года, жизни и смерти, но и физического и эмоционального
состояния человека. Хореограф обращается к образам старинного фольклора,
персонажам праздника Масленицы. Образы Природы у него живые, магические,
имеющие свою душу. Зима усыпляет всё живое, и Смерть в её объятиях
ищет свои жертвы. Когда же приходит время Весны, просыпающийся Ярило
всё возвращает к жизни, а Плодородие вызывает вокруг чудное, благоуханное
цветение.
Мифические образы балета Смекалов решает языком классического танца.
Но, хотелось бы подчеркнуть, что это классика сегодняшнего дня с
элементами выразительного современного танца. И каждому персонажу
свойственны свои выразительные средства. Так Зима в исполнении Дарьи
Васнецовой - воистину морозная, игольчатая, колкая, её пластика
напоминает льдинки, покрытые снегом, и таинственно, языком летящей
метели, выпевает она свою коварную смертельную колыбельную.
Оригинальный образ Смерти создал Александр Сергеев. В его исполнении
безжалостная Смерть вынуждена свершать свою работу и умерщвлять
всё живое, которое пытается ей сопротивляться. Она не имеет права
на сострадание и должна вырывать у Жизни победу. Ярило (Данила Корсунцев)
- поистине древний сказочный персонаж со своими всепроникающими
лучами обнимает и согревает всю Вселенную. Его виртуозной пластике
свойственны широта хореографического жеста, добрая сила и весеннее
приволье.
Дарья Павленко в роли Плодородия - гибкая и живительная, как сама
возрождающаяся жизнь, наполненная животворной силой лучей Ярило.
Отлично отрепетированы все соло, дуэты и сложные массовые сцены.
В качестве декорации интересно использована видеография на экране
(художник-видеографик Юрий Давыдов). Этот приём даёт большие выразительные
возможности и очень перспективен в будущем. Он очень удобен, может
быть виртуозно разработан и стать декоративным и смысловым элементом
действия. Костюмы (Татьяна Ногинова) - образные, сказочные. Живописные
элементы расцветки сочетаются с современным кроем облегающего трико,
подчёркивающего выразительность и эластичность тел танцовщиков,
а также графичность рисунка танца. В костюме Ярило использованы
также мотивы ярмарочных народных игрищ. Автором многотональной световой
партитуры стал сам Юрий Смекалов.
Добавим к этому, что хотелось бы приветствовать и всячески поощрять
создание хореографических произведений молодыми хореографами-артистами
театра, а также тот факт, что их "проба пера" должна происходить
на малой сцене (в роли которой в данном случае выступила сцена Концертного
зала Мариинского театра). Скажем, что это может рассматриваться
как своего рода творческая лаборатория, и в случае удачи, произведение
может быть представлено и на основной сцене, как это было бы желательно
в данном случае.
|
|