- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

  МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИНОШЕНИЕ ВЕЛИКОМУ КОМПОЗИТОРУ  
 
 

25 сентября - день рождения Дмитрия Шостаковича (25.IX.1906 - 9.VIII.1975)

(автор Светлана Сливинская)

Заслуженный коллектив России академический Симфонический оркестр Филармонии
Художественный руководитель и главный дирижёр - Юрий Темирканов

День рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича для Санкт-Петербургской Филармонии, носящей его имя - день священный. И великий Храм Музыки поклонился памяти великого композитора.
- С днем рождения, дорогой Дмитрий Дмитриевич… уже в Вечности…
- Вечная память и вечные Слава и Почтение -…
И один из самых знаменитых концертных залов мира наполнился его музыкой. В нём прозвучал цикл "Из еврейской народной поэзии". Этот вокальный цикл для сопрано, контральто и тенора с оркестром (соч. 79а. 1948) прошёл свой долгий крестный путь до того как был исполнен согласно замыслу композитора.
Цикл был создан в 1948 году, когда Шостакович, гонимый властями, преследуемый правительственными постановлениями, обвиняемый в формализме, был в отчаянии. Его травля продолжалась уже много лет. Человек чувствительный, нервный, совестливый, постоянно переживающий свою собственную боль, он глубоко чувствовал боль других и боль за преследование всего еврейского народа. Поэтому гнетущая атмосфера песен, созданных по мотивам жизни и страданий простых людей из бедных еврейских семей, была наполнена тревогой и трагизмом.
Цикл был исполнен в один из дней рождения Шостаковича в его доме в кругу друзей и произвёл на всех ошеломляющее впечатление своим гениальным выражением отчаяния и вселенской скорби.
В последующие годы Шостакович сочинил на эту тему ещё несколько песен и весь цикл полностью был исполнен впервые в январе 1955 года в фортепианном сопровождении в Малом зале Ленинградской Филармонии (то было время оттепели). Сейчас цикл исполняется при участии симфонического оркестра, звучит сильно и полнозвучно, что придаёт произведению поистине вселенское звучание.
Шостакович, по его собственному признанию, при написании этого произведения вспоминал картины народного страдания, запечатлённые в музыке Мусоргского. Сегодня в нашей памяти возникают одновременно и бытовые сценки на полотнах Марка Шагала и Бабий Яр. Этот цикл Д. Шостаковича может быть по праву отнесён к страницам мировой скорби по всем погибшим и страждущим.
В концерте приняли участие замечательные певцы, солисты Мариинского театра: лауреаты международных конкурсов Анастасия Калагина (сопрано), Наталья Евстафьева (меццо-сопрано) и Дмитрий Воропаев (тенор). Поразительны их музыкальность, понимание и прочувственность этого бесценного материала. Замечательным было их взаимодействие с оркестром под управлением народного артиста России Николая Алексеева. И в целом исполнение этого священного цикла было трепетным, глубоко человеческим и высоко духовным.
В финале концерта прозвучала Симфония № 11 ("1905 год") соль минор, соч. 103 (1957) в исполнении Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Николая Алексеева.
Музыка легче других искусств вуалирует и шифрует идеи. И она быстрее воздействует на душу. Даже если композитор прилагает к своему сочинению определённое содержание, выраженное в словесной форме, то в самой музыке могут быть зашифрованы мотивы и события совершенно другого характера, которые и вдохновили его на создание этого произведения. Так, в некотором роде, и произошло с Симфонией № 11… 9 января 1905 года было трагическим днём для России. Но в личных беседах с близкими людьми, которым он доверял, Шостакович говорил о вторжении советских войск в Венгрию в 1956 году и о том, как подействовали на него эти кровавые события.
Сумеречный символизм 11-й симфонии Шостаковича - мощный, глубокий, универсальный и исключительно современный. В его музыке зашифровано многое, и каждый может в ней слышать своё, близкое ему. Как и любая эпоха слышит в ней близкие ей и в то же время вечные мотивы. И если мы возьмём сегодня 3-ю и 4-ю части - "Вечная память" и "Набат", то они безусловно могут вызвать у нас много ассоциаций, тем более, что в музыке отчётливо слышны траурные мотивы. "Кровавое воскресенье 1905 года" впитало в своих звуках и другие кровавые времена. Эта Вечная память и Набат по всем погибшим и страждущим. Requiem eternam.
Замечательный музыкант Николай Алексеев продирижировал 11-й симфонией сильно, мужественно, с суровым благородством, трагически скорбно, но никогда, не теряя Веры и Надежды в Человека и любви к нему, Человеку со всеми его грехами и страданиями. Очень интересным и захватывающим было управление ритмами симфонии. В её трагизме не было надрыва, а была вселенская скорбь, а в Набате слышались мотивы Голгофы, крестного пути всего человечества.
Филармонии очень повезло иметь в своём штате такого прекрасного дирижёра, популярного во всём мире.
И ещё важный момент состоял в том, что концерт был посвящён также истории знаменитого оркестра, которая идёт издалека. 16 июля 1882 года повелением Александра III был создан Придворный музыкантский хор, который и положил начало нынешнему оркестру - Заслуженному коллективу России академическому симфоническому оркестру Петербургской Филармонии имени Д. Д. Шостаковича. В 1921 году оркестр получает в своё распоряжение зал бывшего Дворянского собрания и открывается первая в России Филармония. За пультом оркестра стояли многие знаменитые российские и зарубежные дирижеры. Много лет им руководил выдающийся дирижер Евгений Александрович Мравинский.
В 1926 году в Большом зале Филармонии дебютировал своей Первой симфонией ещё совсем юный двадцатилетний Дмитрий Шостакович. Свою Восьмую симфонию он посвятил Е. А. Мравинскому.
Сегодня знаменитым оркестром руководит выдающийся дирижер Юрий Хатуевич Темирканов, один из самых популярных, уважаемых и востребованных музыкантов мира.

 

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров