- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 1(44)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

(автор Светлана Сливинская)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗИМА "ПЛОЩАДИ ИСКУССТВ" 2012 ГОДА

 
 
 

XIII Международный зимний фестиваль "Площадь искусств" проходит обычно в преддверии нового года, провожая тем самым год ушедший со всеми его музыкальными событиями.
Своеобразным преддверием самого фестиваля, посвящённого году Германии в России, стал памятный концерт в честь 100-летия со дня рождения выдающегося дирижёра XX века Курта Игнатьевича Зандерлинга, которым продирижировал его сын, замечательный музыкант Томас Зандерлинг (Германия), всегда желанный гость Санкт-Петербургской филармонии.
На сцене находился большой портрет Курта Зандерлинга, и казалось, что недавно ушедший из жизни музыкант незримо присутствует на концерте своей памяти.
Курт Зандерлинг много работал в России, прежде всего, в Ленинградской филармонии. Знаменитый белоколонный зал хранит о нём добрую память. Многие любители музыки старшего поколения ещё помнят взмах его дирижерской палочки.
На встрече со слушателями Томас Зандерлинг, родившийся в России и имеющий российское гражданство, с благодарностью вспоминал свои годы учёбы в Ленинграде и рассказывал о своём нынешнем творческом пути, пролегающей фактически по всему миру.
В концерте памяти отца он исполнил Симфонию №7 ми мажор, соч. 109 (1881-1883) Антона Брукнера, очень любимую в своё время Куртом Зандерлингом, в оригинальной редакции.
Эту симфонию иногда называют "траурной". Действительно факты жизни складываются в пользу этого названия. Брукнер, в своё время бесконечно любивший творчество Вагнера, был потрясён случившейся в 1883 году смертью своего великого духовного учителя, и это трагическое событие вызвало к жизни его знаменитую Седьмую симфонию, вторая часть которой впоследствии исполняли на похоронах и самого Антона Брукнера. В симфонии, поражающей драматической торжественностью звучат затаённые скорбные мотивы, эмоционально подчёркнутые в исполнении Томаса Зандерлинга. Однако, вместе с тем, в особенности в адажио, у него прозвучала трогательная, задушевная тема умиротворения и примирения с вечным движением жизни, гармонирующей с торжественностью момента.
И, безусловно, украшением этого памятного вечера стало исполнение Львом Клычковым Концерта №3 соль мажор для скрипки с оркестром KV 216 (1775) Моцарта. Льва Клычкова, заслуженного артиста России, хотелось бы назвать истинным представителем петербургской скрипичной школы, обладающим отличной техникой, многозвучной музыкальной палитрой и утончённой петербургской элегантностью.
В течение всего зимнего фестиваля "Площадь искусств" в Филармонии экспонировалась выставка, посвящённая великим артистам XX века Мстиславу Ростроповичу и Галине Вишневской, созданной по инициативе Юрия Темирканова. Волею судьбы вскоре после открытия этой блистательной, масштабной выставки Галина Вишневская ушла из жизни, и выставка стала своеобразной памятью о нашей великой землячке, бесконечно любившей свой город. Приходилось часто наблюдать, с каким волнением, приезжая на концерты, публика рассматривала ценные экспонаты этой уникальной выставки, подолгу останавливалась около виолончели Ростроповича работы великого мастера Страдивари.
Прекрасно составленная разнообразная программа фестиваля включала в себя произведения разных эпох и направлений от early music до блистательных фантасмагорических музыкальных опытов Джона Кейджа. Казалось, что все времена, в многообразии своих музыкальных образов, звучали над площадью Искусств. И ярким, ослепительным светом блистали уникальные музыкальные звёзды.
В рамках фестиваля были организованы брифинги со знаменитыми музыкантами, которые рассказывали о своей работе и отвечали на вопросы журналистов, мастер-классы и фестивальные дебюты молодых талантливых музыкантов, впервые выступавших в знаменитых залах Петербургской филармонии.
Звёздами первой величины хотелось бы назвать, прежде всего, замечательные оркестры с их знаменитыми дирижёрами.
Своеобразной рамкой фестиваля стало выступление на его открытии и закрытии Академического симфонического оркестра филармонии под руководством его блистательного руководителя Юрия Темирканова. Не будет ни малейшим преувеличением назвать этот оркестр лучшим оркестром мира, а Юрия Темирканова - величайшим музыкантом нашего времени. Петербургские меломаны и любители музыки со всего мира стремятся попасть на его концерты. Об этом свидетельствуют и его триумфальные гастрольные поездки. Как правило, Большой зал Петербургской филармонии не в состоянии вместить всех желающих. Концерты Юрия Темирканова считаются музыкальной драгоценностью, на которые меломаны стремятся попасть как на встречу с чудом.
На открытии фестиваля оркестр под управлением Юрия Темирканова исполнил симфоническую поэму Рихарда Штрауса "Жизнь героя", самое патетическое произведение, в котором Маэстро эмоционально живописал в звуках яркий, противоречивый и блистательный образ главного персонажа произведения в его столкновениях и борьбе с Судьбой.
Большим подарком для слушателей стал фестивальный дебют прекрасного пианиста Алессио Бакса (США), представленного Юрием Темиркановым и составившего с ним прекрасный гармоничный дуэт. Темирканов любит находить новые таланты, и Алессио Бакс, обладатель филигранной техники и бархатного туше, темпераментно и романтично исполнил Концерт №24 для фортепиано с оркестром Моцарта.
Финалом фестиваля стала исполненная под управлением Юрия Темирканова знаменитая и любимая многими меломанами "Кармина бурана", кантата для солистов хора и оркестра Орфа., имевшая оглушительный успех и вызвавшая буквально шквал аплодисментов. Это масштабное, очень красивое произведение прозвучало у Темирканова как огромная музыкальная фреска, вытканная из тончайших мелодических нитей и узоров инструментальных и человеческих голосов. В концерте приняли участие Хор Михайловского театра (художественный руководитель Владимир Столповских), Камерный хор Смольного Собора (художественный руководитель Владимир Беглецов), Детский хор телевидения и радио Петербурга (художественный руководитель Станислав Грибков) и замечательные певцы, поистине выдающиеся мастера вокала - сопрано Марисоль Монтальво (США), тенор Лоуренс Браунли (США), баритон Йохен Купфер (Германия).
Заслуженный коллектив России выступил также со своим другим постоянным дирижером, замечательным музыкантом Николаем Алексеевым, исполнившем "Эгмонта" Бетховена (музыку к трагедии И. Гёте). В его трактовке философская трагедия Гёте о внутреннем крушении выдающейся личности, эмоционально подчёркнутая гениальной музыкой Бетховена, предстала как трагическая неизбежность, ниспосланная судьбой. В роли Эгмонта выступил Михаил Ефремов, блистательно исполнивший знаменитый монолог своего героя. В роли Клерхе - обладательница красивого сильного сопрано Полина Пастирчак (Венгрия).
Во время брифинга Михаил Ефремов, рассказывая о своём нынешнем творческом пути, подчеркнул, что выступление в роли Эгмонта для него было важным и интересным, ибо это добавило новую яркую краску в его творческую палитру.
Передадим слово другому замечательному оркестру, который называют "оркестром Дмитриева". Академический симфонический оркестр филармонии под управлением своего художественного руководителя и главного дирижера выступил с произведениями под общим названием "написано в Америке", созданными в Новом Свете жившими там русскими композиторами.
В концерте принял участие знаменитый пианист Борис Березовский. Прозвучала знаменитая "Полька для слона" нашего великого соотечественника, петербуржца Игоря Стравинского, написанная им в Америке. Это оригинальное произведение, исполненное оркестром под руководством Дмитриева, было наполнено яркими музыкальными шутками, добрым юмором и фантасмагорическим гротеском.
Сергей Рахманинов - тоже наш великий соотечественник. В концерте в исполнении Березовского и оркестра прозвучала Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром. В игре пианиста и звуковой ауре оркестра можно было почувствовать фантастические музыкальные всплески великого короля скрипки, трансформированные и виртуозно развитые великим мастером фортепиано.
Элегантными джазовыми интонациями была проникнута по-своему романтическая "Рапсодия в стиле блюз" для фортепиано с оркестром Джорджа Гершвина. И ярким гротескным юмором и добрыми улыбками была расцвечена симфоническая поэма "Американец в Париже".
Затем "оркестр Дмитриева" был представлен самим американцам, прекрасным молодым музыкантам, дирижеру Джошуа Вайлерстайну и виолончелистке Алисе Вайлерстайн, считающейся музыкальной критикой "звездой виолончели".
Как и следовало ожидать, и поистине справедливо, были исполнены классика американской музыки, хорошо знакомая российским меломанам.
"Изящная серенада для струнных и математически" изощрённый виртуозный концерт для виолончели с оркестром С. Барбера в прекрасном исполнении Джошуа и Алисы Вайлерстайн. Четыре эпизода из балета "Родео" А. Копленда, исполненные Д. Вайлерстайном со смелостью, изобретательностью и азартом.
И в качестве подарка - петербургская премьера оригинальной пьесы Адамса "Lollapalooza". Концерт прошёл с большим успехом. Восторженная публика прочила большое будущее молодым музыкантам брату и сестре Вайлерстайнам, вызвавшие горячие симпатии петербуржцев. А любители музыки старшего поколения с ностальгическим умилением вспоминали, когда за дирижерским пультом в белоколонном зале стояли сами Самюэль Барбер и Аорон Копленд, а среди слушателей был Игорь Стравинский, который, обратившись к публике, сказал самое забытое: "В детстве я видел в этом зале самого П. И. Чайковского…" Время идёт.
Именитым гостем фестиваля стал Государственный академический симфонический оркестр России им. Е. Ф. Светланова под руководством Владимира Юровского (Германия), впервые выступившего Петербурге и привлёкшего большое внимание публики. Художественный руководитель оркестра России является также художественным руководителем Лондонского филармонического оркестра и во время брифинга подробно рассказал о системе своей работы с этим оркестром и о методах общения с публикой во время концерта, когда он сам рассказывает аудитории об исполняемом произведении, Юровский пригласил также критиков на свою репетицию, поскольку он впервые представлял в Петербурге (а фактически и в России) Симфонию №3 "Эсхатофония" (1966) Валентина Сильверстова, посвящённую памяти Сергея и Наталии Кусевицких. Здесь следует подчеркнуть, что важным моментом фестиваля была возможность посещения репетиций, во время которых можно было ознакомиться с методами работы дирижёра с оркестром и солистами.
Высокоодарённый и очень образованный музыкант, Юровский во время концерта в своём вступительном слове рассказал о симфонии Сильверстова, о её создании и необычной судьбе. (Автор также присутствовал на этом концерте, отмечавший своё 75-летие). В этом очень сложном философском произведении прослеживаются мотивы символического "конца света" и наступающего полного хаоса, о чём много говориться в наши дни. Можно, конечно, по-разному относится к этой философии, но она, безусловно, является составной частью мироздания, в том числе и музыкального. Очень богатая музыкальная палитра симфонии привлекает внимание своей необычной многозначностью.
Затем Владимир Юровский исполнил симфонию №5 Густава Малера, очень любимого им композитора. И вместе с блестящей талантливостью трактовки этого знаменитого произведения в исполнении Юровского ощущалось редкое качество: это было не только его любовь к Малеру, но и величайшее почтение к великому композитору, с которым он всегда был на "Вы", и всегда питал к нему божественный пиетет. И отсюда его трактовка Пятой симфонии отличалась высокой интеллигентностью, что Малеру тоже нравится такое отношение, и он с благодарностью на него отвечает. В Симфонии №5 тоже звучит тема смерти, как неизбежности, которую сопровождают торжественно траурные мотивы.
В своё время Томас Манн написал знаменитый рассказ "Смерть в Венеции" по поводу смерти в этом городе Густава Малера. Лукино Висконти снял по этому поводу свой выдающийся фильм, в котором тоже звучит музыка этой симфонии, а хореограф Георгий Алексидзе поставил свой балет также на эту тему и музыку симфонии, в котором блистательно исполнил главную роль Никита Долгушин. Поэтому теперь кто бы ни исполнял эту симфонию, возникают свои незабываемые воспоминания о рассказе, фильме, танце. Так было и на этот раз…
Но после темы смерти в симфонии Малера звучат темы примирения, просветления и возрождения. Ведь недаром незадолго до смерти Малер написал "Песнь о Земле".
Встреча с творчеством Владимира Юровского было открытием и ценным подарком для петербургских меломанов.
В программе фестиваля были так называемые "малые", но необыкновенно ценные оркестры.
Берлинская академия старинной музыки является одним из лучших камерных оркестров мира. И хотя в оркестре есть официальные солисты, хотелось бы подчеркнуть, что профессиональный уровень всех музыкантов настолько высок, что каждый из них в любой момент мог бы выступить в качестве солиста. И особенностью академии, выступающей по всему миру, является не только сохранение старинной музыки, фактически той, которую через века выбрало само время, самый строгий судья, то есть аутентичного воспроизведения манеры её исполнения, как это было в эпоху её авторов.
В Петербурге артисты Берлинской академии исполнили "Шедевры немецкого барокко": произведения Баха, Генделя и Телемана, а также дали мастер-класс для российских музыкантов.
Как обрамление огромной музыкальной амплитуды "звуков всех времён и народов" выступил немецкий ансамбль новой музыки "Recherche" с программой "Всё включено", что символизирует звучание всего, что создано в музыке. Девять прекрасных музыкантов, входящих в ансамбль, могут играть любую музыку, что им подчас и приходится делать, но специализируются они на современной музыке. Ведь, что и говорить, всему новому всегда очень трудно пробиться и этот ансамбль способствует пропаганд творчества современных музыкантов. Он играет произведения авторов всех видов и жанров: импрессионистов, экспрессионистов и авангардистов разных направлений.
В программу гостей в Петербурге входили произведения Лахенманна, Фелдмана, Картера, Акбалькана, а также таких звёзд музыкального модернизма как Шёнберг и Шнитке.
Немецкие музыканты дали мастер-класс для российских музыкантов и во время брифинга. Все вели "горячие" споры о современной музыке, её месте в современном художественном мире и обещали вернуться в Петербург с новыми концертами.
На вечере старинной музыки алмазные трели скрипки Джошуа Белла (США) снова околдовали сердца меломанов, как и в предыдущий раз. Тоже можно сказать и о чудесных фортепианных пассажах Сэма Хейвуда (Великобритания). Выдающийся американский музыкант, играющий на скрипке 1713 года работы Страдивари, и замечательный пианист нашли друг друга и составили вместе столь уникальный дуэт, которому суждено войти в историю исполнительского искусства. В их исполнении прозвучало изысканное "Рондо си минор" Шуберта, проникнутое героической романтикой. Соната для скрипки и фортепиано Р. Штрауса, философски изощрённая Соната №2 Прокофьева, окутанные лёгким джазовым мотивом три прелюдии для скрипки и фортепиано Гершвина (транскрипция Яши Хейфеца, нашего выдающегося земляка).
Впрочем, как сказал на брифинге Джошуа Белл, у него тоже есть российские корни, его бабушка была родом из Белоруссии). Белл и Хейвуд очень охотно и откровенно рассказывали о своей учёбе, о своём ныне совместном творческом пути. У них не было и намёка на какой-то звёздный снобизм. "Какие симпатичные ребята", - сказал кто-то из журналистов. И ребятами ответили на это дружескими рукопожатиями, сказав, что с радостью вернутся в Петербург, потому что очень полюбили этот город, который хотели бы получше узнать.
Важное место в программе фестиваля занимал концерт-перформанс "Musicircus", в честь 100-летия со дня рождения Джона Кейджа, созданный под руководством Алексея Любимова.
Джон Кейдж - это безусловно особая планета в мире синтеза всех искусств. И блистательный пианист Алексей Любимов настолько проник в необъятную творческую вселенную музыканта и его визуальное миропонимание, что практически адекватно передал сложное мироощущение Кейджа в своём замечательном многогранном перформансе. Кейдж и Любимов как бы "слились" в единое целое. Так и хочется сказать, что Кейдж был бы доволен.
"Musicircus"в честь Кейджа включил в себя все возможные звуки Вселенной и известные человеку элементы её изобразительных искусств. Перформанс начинался с самой подготовки к нему, когда на сцене устанавливались необходимые атрибуты действия, артисты готовились к исполнению своих ролей, а оказавшиеся рядом журналисты и любители музыки могли при этом присутствовать и ощутить всё зрительно и "на ощупь". Всё происходило согласно философии Кейджа: "Меня интересует не результат, а то, как он достигается". Но сам результат был замечательный. Авторам концерта удалось доказать, что вся Вселенная - это постоянный перформанс, расположенный в необозримом пространстве. Но в пространстве, предоставленном авторам: "Малый зал филармонии, его фойе, парадная лестница, вестибюль" перформанс имел чётко выраженный внутренний порядок, как в абстрактных картинах Василия Кандинского. Поднимаясь по парадной лестнице, зрители встречали певицу, вводившую их в звуковой мир "Musicircus", сам же концерт проходил на сцене, в зрительном зале, а в антракте в фойе. Точнее, это был концерт без антракта.
Это были воображаемые пейзажи, в которых звучали песни на слова Джона Кейджа и его музыку для закрытого фортепиано. "Фантастический пейзаж для фортепиано и танца", пейзаж "Музыка гостиной" для ансамбля ударных и чтеца, "философская" "Лекция о Ничто", музыкальные скульптуры, фильм "Кейдж исполняет 4'33'' на улице Нью-Йорка". Мезостихи для Мерса Каннингема…. И очень многое, очень многое в беспрерывном звучании и движении.
Мне посчастливилось когда-то видеть в этом зале самого Джона Кейджа, веселого, смешливого человека. и беседовать в СТД с философски задумчивым Мерсом Каннингемом, одним из столпов современной хореографии, который рассказывал, что он и Кейдж работают независимо друг от друга - Кейдж сочиняет музыку, а он - танец, а потом они всё это монтируют и получается очень складно.
В концерте принимали участие замечательные исполнители, в числе которых были обладательница уникального, "живописного" голоса певица Наталья Пшеничникова и необыкновенно пластичный танцовщик Константин Гроусс. Много добрых слов хотелось бы ксазать в адрес всех исполнителей, в числе которых были и экзотические "музыкальные" инструменты типа граммофона/радио или электрического звонка отлично игравшие отведённую им роль. Во время брифинга была также представлена книга о многогранном творчестве Джона Кейджа.
Творчество маэстро Юрия Темирканова было представлено ещё одной важной гранью его деятельности, посвященной совсем молодым артистам. Помимо фестивальных дебютов, уже признанных артистов, "Музыкальный фонд культурных инициатив маэстро Темирканова" представляет публике юные дарования, ставшие лауреатами премии Юрия Темирканова. Маэстро очень внимательно следит за их успехами, ведь это - музыкальное будущее России. И фестиваль также становится своеобразной формой отчёта молодых артистов. С большим интересом следит за ними и публика, отмечая их успехи и пытаясь предсказать их будущее.
В концерте в Малом зале филармонии приняли участие лауреаты разных лет, среи которых особое внимание привлекли арфистка Алиса Садикова и флейтистка Анна Комарова. Как важный коллективный инструмент в концерте участвовал также Симфонический оркестр средней специальной школы Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.
В числе участников фестиваля были и другие знаменитые "обитатели" площади Искусств, украшенной в дни праздника таинственными мерцающими новогодними гирляндами снежноголубого цвета, своеобразной эмблемой зимних петербургских сумерек.
Михайловский театр представил новую постановку своего художественного руководителя Начо Дуато балет на музыку С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" (без пуантов). Спектакль вызвал неоднозначные мнения. Тем более, учитывая, что на этой же сцене уже были представлены очень интересные версии этого знаменитого балета.
Очень порадовал Театр музыкальной комедии, показавший оперетту Имре Кальмана "Фиалка Монмартра". Для любителей оперетты - это одно из любимых произведений, через музыку Кальмана, душащее романтикой парижского Монмартра с эмоциональным и духовным богатством его скромных мансард и маленьких садиков на ветхих верандах. Оперетта "Фиалка Монмартра" на сцене очень интересно поставлена венгерским режиссёром Миклошем Синетара и отлично исполнена артистами театра.
В этом году исполнилось 130 лет со дня рождения Имре Капльмана и знаменитому петербургскому оркестру под руководством маэстро Юрия Темирканова в этом году тоже исполнилось 130 лет, который приветствовал своего великого ровесника в присутствии его дочери мелодиями восхитительных оперетт великого композитора.
Художественное обрамление фестиваля завершил Государственный Русский музей, представивший ценные выставки в главном здании и в своих филиалах: Мраморном и Строгановском дворцах, а также в Михайловском замке.
К богатому важными музыкальными событиями многоплановому фестивалю был издан сопровождающий его хорошо продуманный буклет, украшенный прекрасными иллюстрациями, в котором комментировались не только концерты, спектакли и выставки, но и история российско-немецких и российско-американских музыкальных связей и отношений.

 

 
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров