|
|
В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича
в цикле абонемента "Страсти по романтизму" состоялся концерт,
посвящённый произведениям Рихарда Штрауса, Сезара Франка и Роберта
Шумана, вызвавший большой интерес у любителей музыки.
В концерте участвовал юбиляр этого сезона - заслуженный коллектив
России академический симфонический оркестр филармонии (художественный
руководитель и главный дирижёр Юрий Темирканов), за пультом которого
за всю историю его долгой жизни (130 лет) стояли многие прославленные
музыканты.
И на этот раз знаменитым оркестром дирижировал гость Петербурга,
замечательный японский дирижёр Кен Такасеки.
Маэстро Такасеки в прошлом ученик и ассистент Герберта фон Караяна
- прекрасный музыкант, оркестровая палитра которого красочна и многопланова.
И он сразу нашёл гармоничный контакт с оркестром, чутко реагировавшим
на взмах его дирижёрской палочки.
Маэстро Такасеки выступал в лучших концертных залах мира с самыми
знаменитыми оркестрами, но выступление в Петербурге, одном из самых
музыкальных городов планеты, для него было особенно дорого и прошло
очень успешно.
На суд публики маэстро представил симфоническую поэму Рихарда Штрауса
"Смерть и просветление", своеобразную подсознательную
исповедь художника в момент его предсмертного угасания, когда в
сознании, как в пёстром калейдоскопе, проносится вся его жизнь.
И здесь маэстро Такасеки явил себя истинным изощрённым романтиком,
показав жизнь художника, наполненную триумфами и спадами: спокойного,
мечтательного действа, стремящегося к неведомым далям, пробуждающейся
пылкой юностью, очарованной тайнами бытия и красотами природы, порывами
творческой зрелости, стремящейся выразить в звуках своё сложное
мироощущение и наступающий закат, в котором яркие вспышки солнечных
лучей перемежались с мятежными порывами ветра.
Изысканно и романтически живописно прозвучала в исполнении маэстро
Третья симфония Роберта Шумана ("Рейнская"), написанная
по приезде композитора в Дюссельдорф, расположенный на брегах полноводной
реки Рейн, картины которой всегда производили большое впечатление
на взор и творческое воображение Шумана.
Сложная четырёхчастная симфония прозвучала воистину на едином дыхании,
как будто маэстро находился в состоянии музыкальной медитации.
Рейн для Германии всё равно, что Волга для России. Его воды всегда
были пронизаны древними романтическими легендами и мифами, которые
они поверяли воображению гениального композитора, выражавшего их
в звуках музыки. В своей симфонии он повествует о прошлом великой
реки и жизни на её берегах, богатой вековыми традициями, в которых
каждый художник искал свои символы. Позже Рихард Вагнер воссоздаст
в звуках "Золото Рейна", первую часть своей знаменитой
тетралогии. Обычная, но по-своему мудрая жизнь на берегах Рейна
сочеталась с высокими взлётами духа.
В трактовке маэстро Такасеки главная тема первой части - это поэтическое
и любовное воплощение жизни простых людей и живописных картин природы,
которое находит своё развитие во второй части (скерцо), где лёгкие,
излишне танцевальные интонации отсвечиваются мотивами терпкого крестьянского
юмора. Лирическая напевность третьей части сменяется величественной
торжественностью финала. И создаётся впечатление, что в творчестве
Такасеки это симфония занимает особое место.
В концерте принял участие также известный пианист Пётр Лаул, исполнивший
"Симфонические вариации" Сезара Франка для фортепиано
с оркестром.
Лауреат трёх международных конкурсов Пётр Лаул много и успешно концертирует
в России и других странах мира. Являясь одним из самых одарённых
пианистов России, Пётр Лаул всегда остаётся петербуржцем и его исполнительская
манера всегда окрашена интонациями изысканности и благородства,
свойственными петербургской фортепианной школе. Музыкант обладает
отличной техникой, прекрасным туше и большим разнообразием своей
красочной музыкальной палитры. С блеском и эмоциональной наполненностью
им было исполнено это яркое романтическое сочинение Франка. И ещё
хотелось бы подчеркнуть его прекрасный ансамбль с маэстро Такасеки,
явившие собой очень необычное, изысканное сочетание петербургской
фортепианной школы Петра Лаула и мастерства маэстро Такасеки.
|
|