|
|
Главной изюминкой концерта 3 июля 2013 г. в Большом зале Петербургской
филармонии, посвящённого творчеству Вагнера, несмотря на элегантное
и симпатичное исполнение фрагментов из оперы "Лоэнгрин"
и небольшие произведения для скрипки с оркестром этого мастера,
составляло исполнение отрывков ранней оперы маэстро на сюжет фьябы
Гоцци "Фея". Это вообще первая опера Вагнера, завершённая
им в 1834 году и никогда не исполнявшаяся при жизни автора на сцене,
за исключением отдельных фрагментов в симфонических концертах. В
байройтский канон его произведений, так же как и другие ранние оперы
"Запрет любви" и "Свадьба" (не завершена), эта
опера тоже не входит. И тем интереснее было слушать в уверенном
и сдержанном исполнении дирижёра Сергея Стадлера, замечательного
скрипача и превосходного дирижёра, всегда радующего своих слушателей
чем-нибудь новеньким, это произведение молодого гения по известной
сказке. Правда, едва ли здесь театральная притча венецианца Гоцци
"Женщина-змея" узнаваема, так сильно Вагнер изменил пьесу
по-своему, приспособив либретто, сотворённое из неё, для собственных
творческих целей и устремлений.
Несмотря на то, что это первое произведение композитора, Вагнер
вполне узнаваем в экстатических возгласах вокалистов, в мощном течении
музыкальных мыслей и гармоний, в неумолимой непрерывности сценического
действа, угадываемого даже сквозь заявленную заранее фрагментарность
исполнения. Остаётся только сожалеть о "традиционной"
нечёткой артикуляции русских певцов (напоминаем, что ясное произнесение
текста в операх Вагнера, да и по правде сказать, вообще в опере,
вещь неоспоримая), не позволяющей иногда разобрать даже форму немецких
слов. И всё же, будем надеяться, что при появлении этой оперы и
на русской сцене всё будет сделано как следует и исправлено в лучшем
виде.
|
|