- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 3(46)

 

ЗАКРЫТИЕ СЕЗОНА

 

Светлана Сливинская

МНОГОЛИКОЕ И БЛАГОТВОРНОЕ ТВОРЧЕСТВО МАЭСТРО


 
 
 

Минувший сезон и Международный фестиваль "Музыкальная коллекция" Маэстро Юрий Темирканов представил не только как блистательный музыкант и выдающийся дирижёр, но и как замечательный гуманист, несущий добро людям и почитающий память своих коллег былых времён.
Не выносящий никакой низкопробности в искусстве Маэстро всегда на самом высоком уровне "держит планку" вверенной ему великой филармонии. Он заботится о будущем музыки, несёт почтение её любителям и священному городу Санкт-Петербургу, одному из самых музыкальных городов планеты. И для этого он создал свой собственный Международный фонд культурных инициатив.
В последний месяц весны Маэстро посвятил концерт ветеранам войны и провёл концерт памяти выдающегося композитора Арама Хачатуряна, а также концерт для детей с ограниченными возможностями. Перед городом с отчётным концертом в связи с юбилеем музыкальной школы им. Н. А. Римского-Корсакова выступили её учащиеся, состоялись концерты лауреатов фестиваля "Музыкальный Олимп" и конкурса юных пианистов "Ступень к мастерству". Часто в Большом зале филармонии выступили хоры известных православных монастырей.
В нескольких концертах выступил сам Маэстро Темирканов. На фестивале "Музыкальная коллекция" со своим знаменитым оркестром он представил слушателям своё посвящение музыке Мориса Равеля. Этот утончённый французский импрессионист, обладающий тонким чувством юмора, на этот раз предстал "Сказками Матушки Гусыни" и своим знаменитым фортепианным концертом.
Матушка Гусыня - мудрая сказочница, многокрасочный персонаж французского фольклора. Она рассказывает сказки не только детям, их с восторгом слушают и взрослые. К ней за советом обращались многие писатели. А дипломат Шарль Перро сборник своих замечательных сказок так и назвал - "Сказки Матушки Гусыни". Сколько же лет Золушке, вечно юной, доброй, мудрой и прекрасной? Помните? Почти 400 лет…
Равель назвал свою сюиту Моя Матушка Гусыня". Конечно, у каждого она своя. Своя она и у Маэстро Темирканова. И в звуках музыки оркестра под его управлением она предстала красочной, живописной, но с характером чёрно-белой тональности, ибо всегда в своих сказках изображала добро и зло, которое смешивалось в единый сплав.
Мудрая сказочница с гусиными лапками блистала терпким юмором и торжествовала победу Добра. И вокруг неё в музыке звучали изысканные мотивы эпохи рококо с её позолотой и придворными хитросплетениями.
Прекрасным подарком для любителей музыки был концерт "Соль минор" для фортепиано с оркестром Равеля. Темирканов представил им уникальную французскую пианистку Элен Гримо, в чём-то внутренне напоминающую великую сказочницу. Правда, замечательная пианистка говорит: "Не бойтесь, Волк не съест Красную Шапочку". Большую часть своей жизни Гримо посвящает изучению и постижению окружающей среды и является автором книги "Дикие гармонии. Жизнь с музыкой и волками". И живя в своё время в США, она основала небольшой заповедник, в котором жили 17 волков, и доказывала, что волк может стать другом человека.
Музыкальная критика называет Элен Гримо "художником невероятной проницательности". И воистину, с какой огромной художественной проницательностью исполняет она фортепианный концерт Равеля.
Равель чувствовал цветовые тональности и "Соль мажор" в его ощущениях имела светло-голубой оттенок. Это тона моря и неба, и близкая к природе Элен всем своим существом ощущала эту разноцветную музыку, её скользящие импрессионистские тона, и с помощью своей превосходной техники и многочисленных оттенков, плавно передавала переливы этой чарующей музыки.
Музыка Равеля была во многом вдохновлена Дягилевскими сезонами и в особенности балетами Игоря Стравинского "Весна священная" и "Жар-птица". И Юрий Темирканов вдохновенно играл в своём концерте эту красочную экспрессионистскую музыку, пронизанную мотивами сказок и поверьями древней языческой Руси. А в заключении блистательно исполнил "Половецкие пляски" из оперы А. Бородина "Князь Игорь", музыка которых искрилась и переливалась замечательными ритмами этого фантастического народа.
В финальном концерте фестиваля Темирканов со своим оркестром исполнил Симфонию № 2 (ре мажор, соч. 4) Сибелиуса.
Творчество Сибелиуса стоит несколько особняком в истории европейской музыки. И хотя выдающийся финский композитор испытал на себе влияние основных направлений музыки своего времени, его творчество развивалось собственным путём и впитало в себя национальные особенности финского фольклора, северной природы и истории своей страны.
Темирканов всегда мастерски исполнял музыку Сибелиуса, передавал её суровый северный характер, мотивы древних саг, жизнь людей, умеющих в суровых условиях находить контакт с грозными стихиями. Исполнение им Симфонии № 2 Сибелиуса было проникнуто суровой мужественной красотой.
В этом концерте Маэстро преподнёс публике ещё один сюрприз-подарок великолепную испанскую скрипачку Летисию Морено, исполнившую Концерт № 1 (ля мажор для скрипки с оркестром, соч. 77, 1947-1948) Дмитрия Шостаковича. Скрипачка обладает блистательной техникой и настолько красивым звуком, что, слушая её, буквально с замиранием сердца, философские глубины, трагические раздумья и одновременно лиризм музыки Шостаковича были переданы драматично и с искренними душевными порывами. Певучесть скрипки работы Н. Гальяно (1762) в её руках была поистине волшебной и трепетно повествовала о сложных, противоречивых эмоциях, заложенных в музыке Шостаковича.
Таким образом, Юрием Темиркановым на этом фестивале были представлены две прекрасные дамы от музыки, совершенно разные, но обе фантастически ошеломляющие.
Этот финальный концерт был концертом признательности Маэстро Темирканова своим друзьям, партнёрам и спонсорам фестиваля.
Днём позже Юрий Темирканов сыграл ещё один концерт, последний концерт сезона, в котором принял участие великолепный бас Павел Бурчуладзе, эмоционально и артистично исполнявший арии из опер Верди, Чайковского и Рахманинова.
Завершая сезон, Маэстро Темирканов исполнил сюиту из балета П. И. Чайковского "Лебединое озеро", на лирико-драматических волнах растворившуюся в "призрачном сумраке" петербургской белой ночи.

Маэстро Юрий Темирканов
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров