- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2013. - № 3(46)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская

ОРГАН БОЖЕСТВЕННЫЙ В МИРЕ СОВРЕМЕННОМ

 

 
 
 

Орган - инструмент особый. Его принято считать священным. И в дружном стане всех музыкальных инструментов орган - это король.
С момента рождения жизнь органа всегда протекала в храме, его голос сопровождал богослужения и мерно поднимался к куполам, уходящим в небо к божественным вершинам.
Считается, что орган имел свою душу. А впрочем, каждый инструмент, созданный большим мастером, всегда имел душу. Возьмите хотя бы скрипки великих кремонских мастеров... Сегодня каждый, даже очень знаменитый скрипач, который своим мастерством обязан только самому себе и господу Богу, никогда не забывает упомянуть о том, что играет на скрипке работы Страдивари. И, конечно же, во время игры душа скрипки сливается с душой музыканта. Что же касается мастеров органа, то в его звуках они обрели свою вечную жизнь…
В странах Европы много знаменитых органов, расположенных в различных соборах. И музыканту необходимо обладать воистину всеми замечательными качествами, чтобы иметь право к ним прикоснуться.
С каким затаённым почтением, к примеру, мы произносим слова: "Орган Собора Парижской Богоматери". Ведь музыкант, играющий на нём, разговаривает с самим Богом… А намоленные веками стены Собора впитали в себя эхо органных звуков минувших веков. Это особая священная аура.
Великий композитор Иоганн Себастьян Бах, писавший музыку для органа, был скромным органистом Церкви Святого Фомы в Германии. Но чтобы послушать его, люди проходили пешком десятки километров… И с эпохи великого явления Баха миру звуков его музыка, как правило, всегда исполнялась во всех церковных мессах, а позднее и в органных концертах.
Увы, Россия храмовыми органами совсем не богата. Они, конечно, есть во всех костёлах, но особо знаменитых среди них не наблюдается.
Для России орган - принадлежность концертного зала, но там - другая аура. Известно, что петербургские органы Большого зала филармонии и Капеллы обладают очень высокими качествами. Петербург, как город изначально высоко духовный, был славен прекрасными органистами, получившими своё образование в Санкт-Петербургской консерватории. Они исполняли знаменитую органную музыку в концертных залах.
При создании Концертного зала Мариинского театра, в нём был установлен орган, обладающий очень высокими техническими качествами воспроизведения звука, и предстояло "пробудить его душу", явившуюся миру уже в наши дни. А поэтому он должен звучать как можно чаще. И в зале стали выступать известные современные органисты.
Недавно там состоялся Первый международный органный фестиваль, в котором выступили замечательные органисты разных стран. Фестиваль открыл превосходный органист Олег Киняев, исполнивший партию органа в новом сочинении Родиона Щедрина "Музыкальное приношение" для органа, трёх флейт, трёх фаготов и трёх тромбонов. В этом же концерте приняли участие артисты оркестра Мариинского театра под управлением Петра Петренко.
Давний друг Мариинского театра Родион Щедрин проявил здесь ещё одну грань своего композиторского таланта, впрочем, совсем не неожиданную. Его "Приношение" органу идёт из глубин его человеческой и творческой природы. Мы давно и хорошо знаем высокую, разностороннюю образованность Родиона Щедрина, и его интерес к богатому русскому фольклору, рассыпанному музыкальными перлами по всему его творчеству и недавно вновь блистательно проявившемуся в его новой опере "Левша" по повести Николая Лескова, заказанной Мариинским театром для инаугурации новой сцены Мариинского театра "Мариинка - 2". В этом произведении Щедрин ещё раз продемонстрировал своё глубокое понимание тайн русской души и её божественной одарённости, часто непонятной другим народам.
А если вспомнить, что дед Родиона Константиновича был священником, и эта сторона духовной жизни с детства пребывала с талантливым композитором, то можно понять, с какой готовностью он поведал о ней в звуках органа. Так явилось его "Приношение", в котором "прозвучала" вся жизнь самого композитора, его вера и желание донести её до людей, а также освятить ею свой путь в священных стенах Мариинского театра, благословенный светлый путь выдающегося музыканта.
Все органисты - участники международного фестиваля были прекрасными музыкантами ярких индивидуальностей, и все они продемонстрировали своё проникновенное отношение к этому уникальному инструменту. О каждом из них можно было написать отдельную статью, но сегодня хотелось бы подчеркнуть общую атмосферу этого необычного музыкального праздника с его священным отношением к традициям и оригинальностью современных музыкальных эскапад.
Конечно, все музыканты играли сочинения И. С. Баха. Да и как могло быть иначе. С лёгким оттенком романтизма прозвучала "Токката ре минор" в исполнении Хельги Шауерти, строгим академизмом были окрашены у Мартина Хазельбёка "Токката, адажио и фуга до мажор", эмоциональность и яркий темперамент блеснули в исполнении Дженнифер Бейт "Фантазии соль мажор", философскими раздумьями веяло от трактовки Джона Скотт Уайтли "Прелюдии и фуги ми минор" Но общим у всех музыкантов было благое, вдохновенное почтение к великому мэтру органа.
И далее каждый музыкант выбирал композиторов согласно своим склонностям. Джон Скотт Уайтли продолжал играть предпочитаемого им Баха и подарил слушателям пьесу современного сочинения "Прелюдия памяти принцессы Дианы". Эмоциональность Дженнифер Бейт звала к произведениям Роберта Шумана, Сезара Франка, Ференца Листа. И здесь было подарено собственное сочинение под названием "Интродукция и вариации на старинную французскую тему". Мартин Хазельбёк предложил произведения В. А. Моцарта, Ференца Листа, Феликса Мендельсона-Бартольди. А вот Хельга Шауерте играла редко исполняемые произведения, в том числе и изящную пьесу "Миниатюра", посвящённую ей Жаном Ланде.
В заключительном концерте фестиваля всех ждал сюрприз как музыкальный, так и словотворческий в исполнении музыкантов Тьерри Эскеша и Томаша Адама Новака.
Эскеш - известный французский органист и композитор, сочинил много музыки для органа, которую исполняет по всему миру. Деятельность польского музыканта Новака тоже очень разнообразна. Он - органист, педагог, композитор. И вместе они составили очень оригинальный, почти эксцентрический дуэт. Их органная музыка - это музыка XXI века. Поначалу каждый из этих музыкантов выступил соло. Эскеш на забавном русском языке объявил, что будет играть программу, которая ещё никогда и нигде не звучала. Так что слушатели были свидетелями своеобразной импровизационной премьеры произведения, рождавшегося у них на глазах. Во время музицирования Тьерри продолжал комментировать свои экзерсисы, шумно шелестя листами бумаги с записанным русским текстом, давал тем самым понять, что юмор является составной частью его выступления. Среди музыкальных моментов особенно запомнились импровизации на тему произведений Рихарда Вагнера (в честь 200-летия со дня его рождения), где знаменитые темы байретского маэстро находили фантастические переплетения, обретали какие-то космические гармонии и буквально врывались в XXI век, обретая там новую жизнь. И в исполнении этого замечательного музыканта Вагнер XXI века звучал красочно и убедительно.
Что же касается Новака, то он комментировал свои выступления на французском языке с переводом. И хитом его программы стала органная импровизация на тему известной русской песни "Ой, рябина, рябинушка". Далее виртуозные музыканты блистательно и с большим юмором играли на органе в четыре руки, проявив большой интерес к русским народным песням, создавая собственные импровизации. Играя, они по очереди отталкивали друг друга от клавиатуры инструмента, вставали и снова садились рядом. Такого концерта мы ещё действительно никогда не слышали.
Но всё течёт, всё изменяется. Это была своеобразная, юмористическая музыкальная сцена при участии Органа, который готов жить в современном, подчас экзотическом мире и принимать всё новое, если оно действительно талантливо.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров