|
|
По установившейся традиции, 25 сентября, в день рождения выдающегося
композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, Санкт-Петербургская
филармония, носящая его имя, открыла новый концертный сезон.
В преддверии инаугурации сезона маэстро Юрий Темирканов выступил
на пресс-конференции, где рассказал о предстоящем сезоне, о XIV
Международном музыкальном фестивале "Площадь Искусств",
о перспективах на будущее и проблемах музыкального мира.
93-й филармонический сезон пройдёт под знаком 75-летия её художественного
руководителя Юрия Темирканова и 25-летия его руководства Заслуженным
коллективом России академическим симфоническим оркестром Санкт-Петербургской
филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
Главные события юбилея пройдут в период фестиваля "Площадь
Искусств" с 14 по 25 декабря. В свой юбилейный год Юрий Темирканов
продерижирует всеми шестью концертами 1-го абонемента "Юрий
Темирканов и его оркестр", где вместе с ним выступят выдающиеся
музыканты всего мира: пианисты, певцы, скрипачи, виолончелисты.
За пульт оркестра встанут также самые знаменитые дирижеры планеты.
Особым гостем фестиваля станет Лондонский королевский симфонический
оркестр под управлением Пинхаса Цукермана. Весь музыкальный мир
будет поздравлять легендарного маэстро Юрия Темирканова. В свою
очередь Темирканов со своим оркестром выступит во многих странах
мира.
Сезон открылся Шестой симфонией Д. Д. Шостаковича, премьера которой
состоялась в 1939 году под управлением её первого исполнителя Е.
А. Мравинского.
25 сентября академический симфонический оркестр под управлением
Юрия Темирканова исполнил знаменитую симфонию празднично, вдохновенно,
с истинным почтением к памяти выдающегося композитора, музыка которого
стала неотъемлемой частью ауры Санкт-Петербурга.
Эта трёхчастная симфония, по словам самого Шостаковича, в отличие
от его предыдущих произведений носит созерцательный, лирический
характер. Создаётся впечатление, что композитор, уставший от постоянной
нервозности и угнетённого морального состояния, вызванного окружающейся
действительностью, жаждет глоток свежего воздуха. Конечно, от тяжёлых
раздумий полностью избавится невозможно, они упорно стремятся ворваться
в ткань произведения, но жажда света и радости ведёт с ними напряжённую
борьбу, и лирическая тема, как бы окутывая всю симфонию, разливается
в ней. В трактовке Юрия Темирканова ощущаются раздумья автора над
своей жизнью, стремление вернуться к юности, поднять взор к небу,
слиться с окружающей природой, с улыбкой ощутить её божественную
благость и предаться созерцанию её первозданной вечной красоты.
Конечно, мрачные ноты реальности стремятся разрушить желанный покой,
но добрая, хотя и робкая надежда, освещает многотрудный путь души
художника. И от симфонии веет весной и её свежим дыханием: мечтательное
largo, трепетное allegro и яркий жизнеутверждающий финал presto.
Да, после бури бывает затишье. Но, надолго ли? Об этом - дальнейшая
жизнь Д. Д. Шостаковича.
В этот вечер маэстро Юрий Темирканов исполнил также шедевр Игоря
Фёдоровича Стравинского "Весна священная" (Картины языческой
Руси), премьера которого состоялась сто лет тому назад в Париже
в Театре на Елисейских полях (хореография Вацлава Нижинского, декорации
и костюмы Николая Рериха). Спектакль тогда потерпел сокрушительный
провал, как нередко бывало с гениальными, но слишком новаторскими
для своего времени произведениями. Тогда все пребывали в отчаянии,
кроме Дягилева, своей гениальной интуицией чувствовавшего великое
будущее этого произведения. Действительно, за минувший век этот
балет был поставлен более ста раз хореографами разных направлений
в разных стилистических решениях, что позволяло сделать образное
богатство музыки Стравинского.
И на сегодняшний день важно то, что музыка "Весны священной"
может исполняться в концертах как самостоятельное симфоническое
произведение, в котором каждый слушатель своим внутренним взором
может увидеть созвучные ему хореографические образы.
В трактовке Юрия Темирканова "Весна священная" была представлена
как своеобразная живописная симфония-сказание, где в экспрессионистских
образах музыки Стравинского были растворены древние предания, пророчества,
обряды, заклинания, которыми так была богата таинственная языческая
Русь. В ней звучало языческое поклонение природе, священное почитание
её мудрости, вера людей в силу и волю богов. А экзотические жертвенные
танцы напоминали молебны. Избранница в своём самозабвенном, доходящей
до умопомрачения танце, полностью отдавала себя божественной Земле.
И подобно Снегурочке, в неге умиравшей от солнечных лучей, она в
страстных судорожных конвульсиях погибала в объятиях Весны Священной.
Вслед за выступлением Ю. Темирканова открыл сезон и другой замечательный
оркестр - академический симфонический оркестр Филармонии под управлением
своего главного дирижера Александра Дмитриева. Обычно его просто
называют "оркестром Дмитриева", поскольку этот прекрасный
дирижёр уже более 30 лет руководит им, пользуется большой любовью
и уважением музыкантов и всегда составляет интересный и гармоничный
дуэт со всеми выступающими исполнителями.
На открытии сезона Дмитриев дирижировал Третьей симфонией Сергея
Рахманинова. Это знаменитое произведение принадлежит к редким шедеврам
изысканной оркестровки, окрашенной большим количеством тончайших
акварельных нюансов, инкрустированных в сильную, эмоционально насыщенную
структуру симфонической ткани.
Сам Рахманинов считал Третью симфонию, законченную им в Швейцарии
на роскошной вилле "Сенар", одним из самых удавшихся произведений.
В её музыке растворено много противоречивых философских раздумий.
Конечно, композитор искал покоя и отдохновения среди мира красоты,
но тревожный подчас колючий ветер воспоминаний врывался в распахнутые
окна его нового комфортабельного дома. Он порождал смятение в душе
художника, с которым тот отчаянно пытался бороться. И казалось,
что по красивому швейцарскому озеру вместо лёгкой музыкальной ряби
вздымаются волны тревожной эмоциональной ауры.
Замечательны были швейцарские пейзажи, но они сильно отличались
от берегов "отчизны дальней" и трепетная душа великого
музыканта всё время устремлялась к другим берегам, в столь любимую
им "душистую сень, где ветвится сирень". Рахманинов очень
тосковал по России.
Третья симфония была исполнена 6 ноября 1936 года филармоническим
симфоническим оркестром под управлением Леопольда Стаковского.
И сегодня в наши дни в интереснейшей трактовке Александра Дмитриева
снова ощущается вся быстрая, эмоционально виртуозная смена вдохновенных
и тревожных пейзажей в душе композитора, пытающегося обрести покой
и отдохновение в бурных волнах Бытия.
Живописно и выразительно прозвучала в исполнении Дмитриева 2-ая
сюита из балета М. Равеля "Дафнис и Хлоя". Эта изысканная
импрессионистская фреска была написана по заказу Сергея Дягилева,
высоко оценившего талант ещё малоизвестного в то время композитора.
Равель, любящий античные мифы и сказки, создал истинный шедевр,
получивший сценическое воплощение в хореографии Михаила Фокина.
Но истинный импрессионист Равель обратился не только к древней легенде
о любви пастуха и пастушки, а в своей музыкальной живописи с исключительно
сложной оркестровкой, пестревшей множеством импрессионистских оттенков,
он отразил свой внутренний мир, свою фантазию на темы древней Греции
и свою любовь к воображаемой безмятежной Элладе.
Новая встреча с замечательной скрипачкой Алёной Баевой, исполнившей
концерт для скрипки с оркестром Мендельсона, стала настоящим праздником
для петербургских меломанов, среди которых замечательный талант
молодой высокоодарённой скрипачки снискал себе много поклонников.
Талант Алёны Баевой, на редкость красивой и изысканной, и пение
её смычка напоминает ажурную шёлковую вязь волшебных звуков. Баева
- настоящая звезда в современном исполнительском искусстве. Её виртуозная
отточенная техника, тонкая музыкальность и ощущение души, исполняемого
произведения на уровне медитации, делают из неё воистину большего
художника. И знаменитый концерт Мендельсона в её исполнении прозвучал
волнующе и вдохновенно.
|
|
Юрий Темирканов
|
Дмитрий Шостакович
|
|
|
Александр Дмитриев
|
Алёна Баева
|
|
|
|