|
|
В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии состоялся первый
концерт 5-го абонемента из цикла "Музыка Вены".
Столица нынешней Австрии в течение долгого времени была центром
музыкальной Европы. Жить в этом городе стремились многие выдающиеся
музыканты. В Вене с её насыщенным художественным климатом в разное
время творили Моцарт, Гайдн, Бетховен, Шуберт, Шуман, Малер, Штраус,
Шёнберг и многие другие. Богатство этой музыки звучит и поныне и
всегда вызывает большой интерес и любовь меломанов.
В концерте 5 октября с исполнением музыки великих венских классиков
выступили: гость Петербурга, известный дирижёр Михаил Юровский и
любимый в своём городе, одарённый петербургский пианист Пётр Лаул.
Михаил Юровский принадлежит к известной музыкальной династии. Его
отец В. Юровский был композитором. Сын - Владимир Юровский, тоже
известный дирижёр, с большим успехом выступал в Петербурге на предыдущем
фестивале "Площадь Искусств".
Михаил Юровский, выпускник Московской консерватории (класс Л. Гинзбурга),
ныне живущий в Германии, выступает с концертами во многих странах
мира и сотрудничает со знаменитыми театрами, в том числе, такими
как Ла Скала и Парижская Опера.
Хотелось бы сразу же подчеркнуть, Михаил Юровский - дирижёр воистину
замечательный, имевший огромный успех у петербургских меломанов,
и программа, которую он исполнил с Заслуженным коллективом России
академическим симфоническим оркестром филармонии, была интересной
и очень оригинальной.
В неё вошло знаменитое сочинение Арнольда Шёнберга (1874-1951) "Пять
пьес для оркестра", соч. 16 (1909). Эти авангардные для своего
времени додекафонические зарисовки-размышления прозвучали очень
выразительно. Юровский исключительно точно ощутил и передал структуру
этого произведения, в его абстракциях был внутренний порядок, как
в картинах Василия Кандинского. Звуковой образ каждой пьесы был
исключительно цельным. Сочинение, написанное более века тому назад,
воспринимается очень свежо и современно.
Арнольд Шёнберг, в своё время глава новой немецкой композиторской
школы, был замечательным знатоком классиков, и именно это дало ему
буквально виртуозную возможность сделать ходы в поисках нового музыкального
стиля. Работая поначалу в стиле экспрессионизма, он пошёл дальше
по пути трансформации классической формы и создал додекафоническую,
атональную музыку. И своеобразной вершиной этого эксперимента стали
"Пять пьес для оркестра", блестяще представленные Михаилом
Юровским.
Программа Юровского включала также исполнение Симфонии № 9 до мажор
(1825-1828) Шуберта. Это романтическое произведение было представлено
с большим разнообразием эмоциональных оттенков и настроений. Здесь
сошлись все замечательные дирижёрские качества Юровского, его исполнительский
стиль - всегда яркий, мужественный, уверенный. Это стиль прекрасного
знатока музыки, поскольку Юровский является ещё и музыковедом. Хотелось
бы сказать, что его стиль обладает таким своеобразным "бархатным
благородством", что делает романтическую музыку в его исполнении
особенно красивой, благородно сдержанной и очень содержательной.
Лауреат многих международных конкурсов, Пётр Лаул - высокоодарённый
пианист, обладающий петербургским исполнительским стилем, который
всегда отличался особой элегантностью. Именно такой элегантностью
был окрашен в его исполнении Концерт № 23 ля минор для фортепиано
с оркестром KV 488 (1786) Моцарта.
Моцарт и Вена - неразделимы. И хотя великий композитор родился в
Зальцбурге, его душа уже с ранней юности устремлялась к Вене. И
сегодня в любой точке мира, где звучит музыка Моцарта, она всегда
несёт с собой утончённый аромат этого сказочного города. В Петербурге
дивные звуки этой музыки лились самозабвенно и сверкали бесчисленными
таинственными гранями, как разливающийся горный хрусталь.
|
|