|
|
Приятным сюрпризом музыкального фестиваля "Звёзды белых ночей"
можно назвать оперу Рихарда Штрауса "Женщина без тени",
включенную в программу знаменитого фестиваля. Это довольно редко
исполняемое произведение впервые было поставлено в России в Мариинском
театре в 2009 году, почти через 90 лет после своей мировой премьеры
в Вене в 1919 году.
Либреттист оперы Гуго фон Гофмансталь, австрийский драматург, воспевавший
в символистских стихах и драмах эрос и смерть, предложил своему
великому другу Рихарду Штраусу необычный сюжет, взятый из восточного
предания, в котором Императрица - существо из мира духов - должна
стать такой же, как все люди, и обрести тень (символ человечности
и женского начала), или ее муж превратится в камень. Штраус сразу
же проникся этим необычным либретто. Незамысловатый сюжет открывал
богатый мир смыслов и на языке символов и давал возможность рассказать
о становлении личности в борьбе с темными стремлениями человеческой
души.
Согласно канве сюжета, Императрица хочет добыть тень, каких бы жертв
это не стоило. Но столкнувшись с реальностью, она понимает, что
находится между двумя мирами: один её не отпускает, другой не принимает.
При этом проклятие мира духов ниспослано не ей, а Императору - ведь
именно с ним должно случиться несчастье.
Постановщик оперы Джонатан Кент нашёл интересный режиссерский ход,
сделав важные сценические акценты с учётом вокальных партий солистов.
Так в доме семьи красильщика Барака и его жены, куда приходят Императрица
(Млада Худолей) с Кормилицей (Ольга Саввова), предложившая ей купить
тень у человека, открывается жизнь обычного труженика, который работает
как вол, чтобы обеспечить трёх своих братьев и жену, которая молода
и красива, но не очень довольна жизнью с Бараком. Колоритные вокальные
партии героев как бы готовят зрителя к развитию дальнейшего действа.
Перед лицом постигших их испытаний, в замечательном по своей эмоциональной
насыщенности дуэте Барака (Владимир Ванеев) и жены Барака (Ольга
Сергеева) раскрываются скрытые ранее чувства, создавая возвышенную
лирическую гамму душевных переживаний. Удивительная песнь любви
мужчины и женщины!
Действие оперы разворачивается стремительно как в кинематографе,
чему способствует прекрасная работа художников (Пол Браун и Том
Митчелл), которые, благодаря умело выстроенному видеоряду, создают
ощущение сказочного мира.
Захваченная невообразимым действом: внушительным составом оркестра,
хора, прекрасных оперных солистов, сценического и светового оформления,
публика не сразу понимает, кто главный творец этого музыкального
театрального чуда. И только после спектакля многие с благодарностью
воспринимают удивительный дар их современника Валерия Гергиева,
который не только простоял за дирижерским пультом весь многочасовой
спектакль, но с большим знанием дела подобрал состав исполнителей,
достигнув блестящего результата в исполнении выдающегося оперного
произведения Рихарда Штрауса.
|
|