- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2015. - № 4(55)

 

ГАСТРОЛИ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЭМА КАРОЛИН КАРЛСОН

 

 
 
 

Балетная труппа Национальной оперы Бордо (Франция) выступила на сцене Мариинского театра. Театр города Бордо уже третий век дарит зрителям интересные балетные произведения. Город гордится тем, что именно на его сцене был показан первый полнометражный классический балет "Тщетная предосторожность" Доберваля, который впоследствии в разной хореографической стилистике шагнул на многие сцены мира. Этот балет любим также и в Петербурге. Сегодня высокопрофессиональная труппа театра Бордо насчитывает 40 человек под руководством выдающегося танцовщика Шарля Жюда.
Для показа в Петербурге театр выбрал балет Каролин Карлсон "Пневма". Это очень интересное произведение, вызывающее несомненный интерес, учитывая к тому же, что балетов Каролин Карлсон нет в репертуаре театров в Петербурге.
Хореограф Каролин Карлсон, обладающая очень красивым индивидуальным стилем, который отражает её кредо в том, что произведения должны рассматриваться как "хореографические поэмы", наполненные красотой истинного высокого духа. Название "Пневма" (самый близкий перевод - "дыхание") в первую очередь может восприниматься как медицинский термин, но имеет также другое значение. Для христиан пневма означала проявление души и нематериального духа. И если все произведения Каролин действительно высоко духовны, то "пневма" действительно являет собой "дух во плоти". Это парящая в невесомости поэма о красоте духа, которую должен уловить каждый зритель и которая должна проникнуть в его душу.
Каролин Карлсон родилась в США, и там она сделала свои первые шаги на балетной сцене как танцовщица и хореограф. В настоящее время она работает в основном в Европе. Основные сцены, избранные ею, - это театр Парижской оперы и театр Ла Фениче (Венеция). И эти театры исключительно признательны Кристин и её рафинированному таланту. Она становится хореографом-этуалью Парижской оперы (такой статус был создан специально для неё). А на Венецианском биеннале, главный приз фестиваля - знаменитая награда "Золотой лев", который никогда не присуждался хореографам, как исключение был присужден Каролине Карлсон за её несказанно красивую хореографическую поэзию. И действительно поэтическая хореография Каролины парит как стихи, парит как сотворённый как-то Тальони образ Сильфиды. Но поэтическим творением для хореографа стал не один персонаж, а вся духовная Вселенная её хореографии.
Это хореографические поэмы, баллады, ноктюрны, симфонии. Названия произведений, как правило, символичны "Голубая леди", Rituel pour un r?ve mort, Writting on Water. Балет "Пневма" в творчестве Каролин Карлсон является эпохальным. Он поставлен на музыку композиторов-постмодернистов Гэвина Брайерса и Филипа Джека, режиссера Жан-Пьера Теньи, балета, состоящего из семи частей, который по их замыслу должен идти на едином дыхании без перерыва. И в самом деле, партитура авторов прозвучала как звуковое дыхание Вселенной. Она была представлена в отличной записи исполнения Национального оркестра Бордо под управлением Питер-Йелли де Бура.
Импрессионистское название частей "Аромат бесконечности", "Парящие тела, которые никогда не приземляются", "Воображаемое падение", "Залезая на дерево в небе", "Грёзы, пойманные на ветру", "Ночное небо и созвездия", "Человек - дышащая машина". Эти названия вызывают в памяти импрессионистские сочинения для фортепиано Клода Дебюсси, ощущение звучащей Вселенной, которое сродни мироощущению Каролин Карлсон.
Все семь частей балета, хотя и имеют самостоятельные названия, взаимодействуют между собой и представляют единый дух Вселенной, в которую мечтал устремиться Икар, отрываясь от земли и паря в небесах. Пластика танцовщиков тоже как бы растворяется в невесомости грёз, и все их импрессионистские движения символизируют дух во плоти. Танец всё время тяготеет к невесомости, поэзии лёгкого дыхания. Иногда они взлетают в пространство, как будто гонимые порывами ветра, которые медленно замирая, кружат их в каком-то неведомом, воображаемом вальсе Вселенной.
Сцена залита светом воображаемой Вселенной, где восходит солнце и постепенно скрывается за ночным звёздным потоком. Персонажи блаженствуют на лоне божественной природы и становятся частью её, их влечёт дерево в небе и нежная трава на земле.
Чёрно-белые костюмы танцовщиков (художник Реми Николя), подчёркивающие основные цвета мироздания, как бы завершают пластические образы. Они тоже парят как тела танцовщиков и поэтичны как и их движения. Их главное дыхание сливается с дыханием Вселенной. Образы поэтического духа витают в пространстве в загадочных переплетениях импрессионистских композиций.
Это зримая поэзия и зримая музыка движения. Философия духовности и красоты и являет собой балет Карлсон, в котором, по мнению хореографа, каждый зритель может ощутить свои собственные грёзы и погрузиться в грёзы вселенской красоты.

Сцена из спектакля
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров