- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2016. - № 2(57)

 

ФЕСТИВАЛИ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

"МАРИИНСКИЙ". СОБЫТИЯ И ИТОГИ XVI МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ БАЛЕТА

 

 
 
 

Завершился ежегодный Международный фестиваль балета, символически носящий имя знаменитого театра, куда как на огонёк (который можно назвать ярким факелом) устремляются любители балета со всего мира.
Программа фестиваля была отлично продумана и успешно выполнена. Она включала в себя все параметры балетного искусства.
По традиции, на фестивале должна была быть представлена премьера, и на этот раз публика увидела давно ожидаемый "Медный всадник". Его премьера была показана ещё в 1949 году, когда на замечательную музыку Р. М. Глиэра хореограф Ростислав Захаров, приглашённый в театр в 30-е годы А. Я. Вагановой, создал свой знаменитый балет. Это было давно. Но балетоманы, бывшие тогда ещё совсем юными, с восторгом вспоминают первых исполнителей балета: легендарных Наталию Дудинскую и Константина Сергеева, творчество которых освящено на выставке, открытой в фойе театра к сегодняшней премьере и посвящённой истории этого балета.
Ведь "Медный всадник" это не просто балет - это один из символов Петербурга, всегда очень любимый его гражданами. Ведь подсознательно это их плоть и кровь, поскольку этот спектакль прежде всего о людях и их взаимоотношениях с историей. Заметим, что на одной из пресс-конференций Валерия Гергиева, посвящённой предстоящему театральному сезону, на вопрос нашего корреспондента о возможности возобновления "Медного всадника" маэстро признался, что ранее об этом его просил академик Д. С. Лихачёв, которому он пообещал возвращение этого по-настоящему петербургского балета.
На премьере возобновлённого балета в 70-х годах, на котором присутствовала сестра композитора Л. М. Глиэр, главные партии Параши и Евгения исполняли Татьяна Васильева и Андрей Босов, которые и стали главными консультантами при новой постановке спектакля Юрием Смекаловым.
Безусловно, приходится сожалеть, что спектакль не был записан на плёнку, хотя все возможности для этого были. Это во многом бы помогло работе постановщика нынешнего спектакля Юрия Смекалова, хореографа талантливого, образованного и с большим пиететом относящегося к творчеству своих знаменитых коллег. Человеческая память, даже очень хорошая, не может хранить всего в своих сложных лабиринтах. Что-то всегда забывается, что-то видоизменяется со временем. И, тем не менее, консультанты оказали серьёзную помощь постановщику. И особо хотелось бы поблагодарить Ирину Генслер. Эта выдающаяся танцовщица, создавшая целую галерею прекрасных образов характерного танца и являющая собой в этом плане целую эпоху, безусловно, способствовала не только воссозданию рисунка характерных сцен, но и многоцветной хореографической ауры эпохи. Да и все консультанты спектакля внесли свою лепту в его возобновление. Как говориться, кто что помнил, нёс на круг и работали всем миром. И, тем не менее, материала было недостаточно. Поэтому новая постановка - это полноправная постановка Юрия Смекалова с его собственной хореографией и материалом балета Ростислава Захарова, который удалось восстановить. Смекалову пришлось буквально сдвинуть гору, и он успешно справился со своей задачей. Ведь вживание в творчество другого хореографа при создании собственной работы - это труд крайне ответственен и воистину титанический.
Ну, вот спектакль на сцене и принят публикой под шквал аплодисментов. Казалось, что люди были просто счастливы, видеть дорогой им спектакль и услышать знаменитую музыку в театре, для которого она написана, а не только на вокзале, когда она встречает приехавших в великий город гостей Петербурга.
Конечно, те, кто видел прежний спектакль, пожимали плечами. Да, безусловно, это был другой спектакль, который только начал жить. Он родился в другое время, и его автор имеет право его совершенствовать и вносить со временем соответствующие коррективы. Так было всегда и это нормальный процесс. Однако хочется отметить, что после тревожного ожидания и первого нервного впечатления от встречи с дорогими сердцу образами, зрители старшего поколения остались очень довольны. Они обрели свою драгоценность. И это замечательно, что Юрий Смекалов с талантливым художником Андреем Севбо не пытались реконструировать спектакль Захарова, соединять сохранившиеся фрагменты с новым хореографическим материалом, создавая некое "лоскутное одеяло".
"Медный всадник" сегодня - это новая сценическая версия спектакля Ростислава Захарова, в которой присутствует своё сквозное действие, проникнутое хореографической мыслью Р. Захарова и эмоциональным настроем, согласующимся с сегодняшним днём. Поэтому спектакль имел также большой успех у молодёжи, которой он позволил окунуться в глубины величия великого города, приютившего в своих объятиях обычных славных людей с их чувствами, радостями и бедами, и, увы, необходимостью борьбы с судьбой, порой беспощадной, как грозная, разбушевавшаяся стихия.
Юрий Смекалов по целому ряду работ уже зарекомендовал себя как прекрасный знаток хореографии, и поскольку с ним работала команда одарённых художников в составе Андрея Севбо (художник-постановщик), Александра Наумова (художник по свету), Александра Логвинова (художник-видеографик), Татьяны Новиковой (художник по костюмам), то зрительный образ спектакля получился очень интересным.
Безусловно, спектакль получился монументальным, как того требовала его идея. И в то же время он лиричен и овеян аурой романтики. Художник по свету как будто высветил душу Петербурга с её холодноватой таинственностью. Яркие цвета праздника с мозаическими узорами характерных танцев и свинцовой стихией бури предстают как две стороны мироздания, в котором растворён удел человеческий. Хотелось бы отметить замечательные костюмы, всегда удачно характеризующие зрительный образ персонажей.
Спектакль отвечает восторженному призыву А. С. Пушкина: "Красуйся град Петров и стой непоколебимо как Россия". И на сцене он стоит в волнах музыки величавого гимна, пропетого Р. М. Глиэром, который Смекалов использует не только в конце, но и в середине спектакля. А рядом с этим величием звучит лирический камерный вальс в традициях городского романса, под который кружатся поэтичные и славные герои - Параша и Евгений с их нежной и хрупкой любовью. Их темы подхватывают подруги Параши, и всё это действо создаёт импрессионистские картины скромных и изящных предместий Петербурга. Они создают живописный контраст с яркими сценами народного празднества, в который силой судьбы мощным аккордом врывается разрушительная стихия.
В хореографии Смекалова партии персонажей расширены по сравнению с партиями у Захарова. Замечательны также исполнители главных партий. Виктория Терёшкина и Владимир Шкляров, которые радуют не только безукоризненной чистотой танца, но и богатством контрастных эмоций. Терёшкина передаёт задумчивую нежность пушкинской героини, её светлую, полную надежд любовь и пылкую страсть в дуэте с Евгением. А лиризм бытовых сцен Шклярова под воздействием внезапного шока сменяется буйной сценой безумия, замечательно исполненной актёром.
Спектакль начал свою жизнь, сопровождаемый огромным зрительским успехом. Будем надеяться, что он уже никогда не покинет сцены Мариинского театра.
Следующей, очень важной стороной фестиваля был показ знаменитых классических балетов, созданных на Мариинской сцене и являющиеся её уникальным достоянием. Ради них люди со всего мира приезжают на это знаменательное событие. И следует поддерживать идею руководства театра, согласно которой в знаменитых балетах Мариинского театра выступают гости из других театров мира, которые справедливо считают для себя за честь выступить на этой священной сцене. А любители балета могут оценить их мастерство и творческий контакт с новыми партнёрами.
Так в балете "Лебединое озеро" выступила балерина Парижской оперы Элоиз Бурдон. Молодая балерина является одарённой представительницей школы парижской оперы, которую она закончила в 2007 году. Пройдя все этапы продвижения в Гранд опера, обладая хорошей техникой, изысканной красотой, изящной пластикой стоп и гибких рук, она стала исполнительницей главных партий. Её Одетта трепетна и лирична. В дуэте с замечательным танцовщиком Тимуром Аскеровым она проявила умение чувствовать искусство партнера, и дуэт танцовщиков получился очень гармоничным, наполненным благородной трепетностью, внезапно проснувшейся любви. Одиллия Элоиз Бурдон блистала эффектным артистизмом, обольстительной игрой обмана, в стремлении завладеть душой принца, и грамотным исполнением текста этой сложной партии.
Большим подарком как всегда был балет "Баядерка" Л. Минкуса при участии Кимина Кима в партии Солора. Это своеобразная визитная карточка танцовщика, и его поклонники специально приезжают, чтобы посмотреть любимого артиста. Он выступил в дуэте с замечательной балериной Оксаной Скорик (Никия), обладающей ярким актёрским мастерством и создавшей нежный, хрупкий, но отважный и гордый в своей преданной любви образ храмовой танцовщицы. В роли Гамзатти выступила Ханна О'Нил также из Парижской оперы. Но у этой молодой балерины с большим будущим другой жизненный путь. Она училась в Японии и в Австралии, и всё же театр Гранд Опера принял её в своё лоно. Эта знаменитая труппа, ещё совсем недавно принимавшая в свой состав танцовщиков только из своей школы, ныне открывает дверь и другим… А в "Баядерке" с Оксаной Скорик и Кимином Кимом Ханна О'Нил была достойной партнёршей, создавшей образ красивой, гордой, властной и сильно уязвлённой в своей любви всевластной хозяйки этой жизни.
В партии принцессы Авроры в балете "Спящая красавица" П. Чайковского выступила корейская балерина Хи Сео, солистка Американского театра балета. Лауреат ряда международных конкурсов, балерина обладает безупречной, филигранной техникой. Её разнохарактерные вариации исполнены красиво и светятся радостью и верой в счастье. И, кажется, что зло никогда не сможет взять власть над её душой. В дуэте с великолепным принцем Дезире в исполнении Владимира Шклярова она проявила тонкое и деликатное искусство сложного дуэтного танца, особенно в финальном свадебном дуэте. Очень хотелось бы ещё раз отметить Екатерину Кондаурову в партии феи Сирени, излучающую магическую царственность этого волшебного персонажа.
И, наконец "Жизель", этот старый и вечно молодой балет, многими очень любимый и живущий счастливой жизнью в Мариинском театре. Яркая, выразительная, очень популярная балерина Мариинского театра Алина Сомова, доверчиво и беззаветно любящая в первом акте, и обреченно летающая в воспоминаниях своей любви в потустороннем мире виллис в дуэте с премьером канадского балета Эваном Макки, прожила свою роль на едином дыхании, в котором растворилась дивная и хрупкая история любви. Эван Макки, обладающий хорошими данными и редкой музыкальностью, создал благородный образ Альберта, страдающего и приходящего в отчаяние от трагического стечения обстоятельств.
И, в конечном счете, балетные звёзды мира всегда интересно сосуществовали с хозяевами театра на прославленной Мариинской сцене.
Важным параметром фестиваля была "Студия молодых хореографов". В этом показе проходит ежегодный своеобразный отчёт молодых хореографов, как правило, из танцовщиков театра, желающих попробовать свои силы в этом виде творчества. Ведь именно отсюда могут возникнуть будущие кадры театра в этом плане. Попробовать свои силы имеет возможность каждый и это замечательно. В процессе внутреннего показа и отбора на фестиваль на первом этапе они могли бы создать своё внутреннее жюри, смотреть и обсуждать работы друг друга прежде, чем выносить их на столь высокое обозрение. Процесс самого творчества мог бы быть очень плодотворным. Здесь, безусловно, нужна смелость и ни в коем случае нельзя требовать от участников сразу очень высоких результатов. Рождение хореографа - это процесс не одноминутный и сами хореографы, как это говорится, товар штучный. Однако создание хореографов в недрах театра необходимо.
В этом сезоне в "Творческой мастерской молодых хореографов" представили четырёх авторов. Все они - талантливы и высокопрофессиональны, что очень радует, и это качество всегда должно быть главным в стенах Мариинского театра, ибо любой талант без профессионализма всегда обречён на неудачу. Они молоды и их творчество, несмотря на разные интересы, дышит воздухом сегодняшнего дня, как и музыка композиторов прошлого. Молодые хореографы знают современный танец и свободно оперируют его бесконечными возможностями и возможностями художников, которыми иногда являются сами.
Илья Живой, выпускник АРБ им. А. Я. Вагановой, артист Мариинского театра, принимавший участие в международных конкурсах, представил балет "SeasonS" на музыку Макса Рихтера, в котором показал живые, человеческие чувства, взаимоотношения персонажей друг с другом в соответствии с сезонами, которые, по убеждению автора, тоже по-своему влияют на нашу жизнь и создают настроение.
Максим Петров, также выпускник АРБ, артист Мариинского театра, стал заниматься хореографией одновременно со своей актёрской деятельностью и представлял свои работы, имевшие успех на сценах разных театров. Для фестиваля он создал балет "Павловск" на музыку Карен Ле Фрак, где элегантными хореографическими средствами создал эмоциональный художественный образ, этого, можно с уверенностью сказать, одного из самых красивых и романтических уголков земли.
Андрей Меркурьев закончил Башкирский хореографический колледж им. Рудольфа Нуреева в Уфе. Танцевал на сценах разных театров, в том числе и Мариинского. Ныне солист Большого театра. Имеет уже довольно большой хореографический опыт. Проявляет интерес к литературе, что представляется очень интересным в творчестве хореографа. Среди его сочинений есть двухактный балет "Крик" (музыка сборная) по мотивам романа Александра Зиновьева "Иди на Голгофу". На фестивале хореограф представил балет "Последний разговор" на музыку И. С. Баха. Меркурьева волнуют сложные проблемы человеческого бытия, отношения людей с миром и друг с другом. И в своей многоплановой хореографии он мастерски раскрывает сложный противоречивый человеческий фактор со всеми его подчас непредсказуемыми путями.
Ксения Зверева получила образование в Швеции в Королевской балетной школе в Стокгольме. Танцевала на сцене Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Окончила педагогический факультет АРБ, преподавала танец модерн на исполнительском факультете академии. Успешно работает в качестве хореографа в России и за рубежом. На фестивале представила хореографическую миниатюру "Лабиринт" на музыку Франца Шуберта и Андрея Мартынова о сложности жизненных хитросплетений и миниатюру "Элегия. Офелия" на музыку П. Чайковского.
Можно отметить, что общая философская направленность молодых хореографов - это беспокойный интерес к вопросам мироздания судьбы человека и человеческого фактора, что абсолютно естественно и правомерно. И мы желаем успехов талантливой молодёжи и упорства в избранной профессии, сложной и благотворной.
Безусловно, всяких похвал достойна рубрика "Посвящение педагогу" - своеобразный спектакль, подаренный несравненной Дианой Вишневой своему педагогу Людмиле Ковалёвой. Хотелось бы, чтобы эта рубрика существовала и в дальнейшем, ведь в АРБ прекрасные педагоги, создающие поколения замечательных артистов. Да, и благодарность - одно из самых ценных человеческих качеств.
Все любители балета помнят Людмилу Ковалёву как исполнительницу Флорины, Мирты, Сюимбике и других партий. Её танец был всегда безупречным, деликатным, стопы поющими. Казалось, что её пуанты касаются сцены с большим почтением. Такова "Людочка", как её всегда называли, абсолютно во всём. Почтение, деликатность, любовь к ученикам не мешало ей быть строгой в работе. Но строгости без окриков и оскорблений. Трудно поверить, что сегодня ей 75. Но жизнь идёт… и за плечами этого прекрасного педагога целая плеяда великолепных балерин, танцующих по всей планете. Вот и сегодня они приехали, чтобы поздравить своего педагога воистину с большими успехами. На сцене она выглядела прекрасно, изысканно одета и украшена (в спектакле принимала участие известный модельер Татьяна Парфёнова). Но самое большое украшение - это её ученицы, составляющие вокруг неё настоящее драгоценное ожерелье: сама Диана Вишнева, Ольга Смирнова, Ольга Есина, Софья Гумерова, Алиса Петренко, Кристина Шапран и другие. Они с большим почтением и любовью преподнесли любимому педагогу букет из своих рафинированных танцев. Ну, а несравненная Диана Вишнева подарила ей балет "Live" Ханса ван Манена о сложных перипетиях и необъяснимых странностях любви. И на этом вечере Любовь правила бал.
И ещё один воистину замечательный гость фестиваля - Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского, где балетом руководит выпускник АРБ Алексей Мирошниченко. И балетная труппа и её репертуар всегда находятся на высоком уровне. На фестивале они представили своеобразный "Зимний триптих" из произведений зарубежных хореографов. Здесь ещё раз нельзя не отметить удовлетворения тем, что хореографы всего мира могут работать во многих театрах России.
Балет "Конькобежцы" Фредерика Аштона на музыку Джакомо Мейербера был всегда очень любим публикой и сегодня покоряет её своей заснеженной зимней сказкой в лёгком, скользящем движении.
Одноактный балет "Когда падал снег" в хореографии Дагласа Ли на музыку Бернарда Херрманна являет собой хореографическое повествование об эмоциональном состоянии персонажей в тональности медленно падающего снега.
И третья створка этой зимней фантазии так и называется "Зимние грёзы" на музыку П. Чайковского в постановке знаменитого Кеннета Макмиллана. В основе изысканной хореографии Макмиллана с его удивительным мастерством разработки дуэтов, психологически изощрённых, с большим богатством эмоционально-хореографических нюансов лежит вольная фантазия по мотивам пьесы А. П. Чехова "Три сестры". Любовь Макмиллана к творчеству Чехова хорошо известна и его чёткому хореографическому глазу всегда удаётся проникнуть в душу русского писателя.
Закончился фестиваль финальным гала-концертом, в котором был представлен одноактный балет "La nuit s'ach?ve" (Ночь заканчивается) хореографа Бенжамина Мильпье на музыку Бетховена (соната № 23 фа минор, "Аппассионата", соч. 57), своеобразный поток эмоционально-хореографического сознания в дуэтах.
Балет "Симфония до мажор" Д. Баланчина/Д. Бизе и дивертисмент дали возможность во всём блеске увидеть фейерверк звёзд мирового балета, в течение декады украшавших сцену Мариинского театра.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров