|
|
Всемирно знаменитый Государственный Эрмитаж валяет собой не только
ценнейшее собрание изобразительного искусства, которое стремиться
увидеть весь мир. Есть также понятие: музыкальный Эрмитаж, балетный
Эрмитаж, театральный Эрмитаж.
Изысканное здание Эрмитажного театра проводит на своей сцене всевозможные
спектакли и концерты, которые делают Эрмитаж храмом всех искусств,
как впрочем, и было ещё с давних времён, когда при императорском
дворе работали самые знаменитые музыканты Европы, а сама Екатерина
Великая занималась литературным сочинительством.
Сегодня на сцене театра идут самые знаменитые балеты, а зарубежные
гости великого города, которые, едва вступив на его землю, часто
говорят: "Дайте нам Эрмитаж и "Лебединое озеро".
Иногда они могут получить это сразу, не выходя из Эрмитажного комплекса.
Эрмитаж устраивает интереснейшие музыкальные фестивали, и музыка
звучит прямо в его залах и внимают ей не только слушатели, но и
сами картины. И уже тогда между музыкой и живописью происходит своеобразный
воображаемый диалог.
Санкт-Петербургская филармония всегда тяготела к Эрмитажу и способствовала
организации его концертов. В частности замечательный дирижёр н.
а. России Николай Алексеев давно высказывал свои мысли об организации
концертов, посвящённых взаимосвязи музыки и живописи. Поскольку
всё в природе искусства взаимосвязано, то Алексеев считал очень
интересным явлением одновременное звучание музыки и демонстрации
живописных полотен. В своё время А. Н. Скрябин открыл цветовую гамму,
где каждому звуку соответствовал определённый цвет. В филармонической
библиотеке хранится партитура симфонической поэмы "Прометей",
принадлежавшая Л. Л.Сабонееву, где рукой самого Скрябина прописана
световая строчка. В культурно-просветительском проекте Филармонии
и Эрмитажа, автором которого является Алексеев, слушатели одновременно
с восприятием музыкального произведения имели возможность сопоставлять
его с шедеврами живописи. В их эмоциональном сознании происходит
спонтанное взаимодействие музыкальной и живописной палитры, что
являет собой истинное творческое единство.
Проект Николая Алексеева нашёл свою благодатную почву. 5-й концерт
шестого абонемента "Эпоха романтизма. Истоки и влияния"
был подготовлен Филармонией вместе с Эрмитажем. Заслуженный коллектив
России, академический симфонический оркестр под управлением Николая
Алексеева изумительно исполнил симфоническую сюиту "Весна"
и Танцы для арфы и струнных оркестра Клода Дебюсси. Арфистка Анна
Макарова издавала воистину волшебные, зачарованные звуки, вызывающие
ощущение едва пробуждающей весны. Музыка Дебюсси, композитора-импрессиониста,
отличается большой колористической утончённостью, в которой слышатся
цветовые гармонии. Ведь критика утверждала, что Дебюсси ощущал цветовые
тональности, а его любимым цветом был голубой, ассоциирующийся с
морем, небом и ранней весной. При исполнении его произведений на
экран проецировались картины его современников: Клода Моне, Огюста
Ренуара, Винсента Ван Гога, Пьера Боннара, Кеса Ван Дюнгена. Эпоха
импрессионизма представала в изысканном музыкально-живописном единстве.
И в какой удивительно точной художественной гармонии представала
перед слушателями "Весна" Дебюсси с сиренево голубой задумчивостью
картины "Уголок сада в Монжероне" Клода Моне или фейерверком
цветовой мозаики знаменитого "Куста" Ван Гога.
Созданная в ту же эпоху "Весна священная" Игоря Стравинского,
с её взрывными зигзагами музыкального экспрессионизма, ворвавшегося
в созерцательность импрессионизма, резко повернуло эмоциональное
мироощущение к тайнам языческой Руси с её поклонением к исконной
матери-земле. Эта музыка прозвучала в исполнении Николая Алексеева
во всём её живописном богатстве, которое становилось зримым через
таинственные полотна Поля Гогена или взрывной "танец"
Анри Матисса. Гармония и контрапункт причудливо взаимодействуют
друг с другом в диалоге музыки Стравинского с картинами современника
композитора Василия Кандинского, живописная палитра которого являет
собой гармоническое сочетание абстракции и внутреннего порядка.
В концерте принимала участие з. а. России арфистка Анна Макарова.
Ярким и живописным было выступление директора Эрмитажа Михаила Борисовича
Пиотровского. Симфоническая сюита "Весна" и Танцы для
арфы и струнных оркестра.
Этот очень интересный музыкально-живописный концерт под руководством
и покровительством Николая Алексеева и директора Эрмитажа Михаила
Пиотровского стал своеобразным прологом для дальнейшего плодотворного
сотрудничества Филармонии и Эрмитажа, которое найдёт своё воплощение
в абонементе № 7 Большого зала Филармонии "Диалоги об искусстве"
в сезоне 2016-2017 гг.
В этом новом культурно-просветительском цикле с вступительным словом
перед концертами выступит Юлия Кантор, руководитель историко-информационной
службы Эрмитажа. За дирижёрским пультом будут стоять Николай Алексеев,
Алексей Ньяга, Максим Алексеев и Александр Дмитриев.
|
|