- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2017. - № 2(61)

 

ВИТРАЖИ

 

Светлана Сливинская

РОМАНТИЧЕСКИЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ИГОРЯ СИДОРЕНКО

 

 
 
 

Игорь Анатольевич Сидоренко родился в 1960 году в Хабаровске. Дальневосточный мальчик появился на свет в тот период времени, когда в столице СССР начинали бушевать страсти шестидесятников, предлагавших новые пути в современном искусстве. Как вспоминают сегодня, страсти были нешуточными и последствия их подчас тоже.
В 1970 году Игорь Сидоренко переехал вместе с семьёй в посёлок Рощино Ленинградской области. И увлекавшийся рисованием мальчик, как и многие, начал заниматься в изостудии при рощинской школе. Уже в пятнадцатилетнем возрасте, когда к нему пришли первые успехи, он ощутил своё призвание и уже стал заниматься самостоятельно. Однако чтобы набраться профессионального опыта, он поступил на курсы при училище им. В. Мухиной, ныне Санкт-Петербургское училище им. Штиглица. Желание стать художником стало его целью, и после службы в армии он вернулся в Мухинское училище и параллельно занимался на вечерних курсах в Академии художеств, где постигал пластику человеческого тела.
Постигнув первоначальную технику искусства и пробуя себя в различных жанрах, Сидоренко увлёкся росписью на стекле, и в 1988-2004 гг. работал по росписи стен в кинотеатре и детском оздоровительном центре в Калининграде и Нальчике, занимался росписью храмов в г. Сосновый Бор Ленинградской области и в городе Кронштадте.
В 1990-1991 гг. Сидоренко принимал участие в выставках современного искусства, и интерес к показу своих работ публике постепенно возрастал. Цикл своих работ художник назвал единым названием "Романтический экспрессионизм".
Экспрессионизм в живописи всегда предполагал нервную ломкость линий как следствие взволнованного эмоционального состояния автора. Романтический экспрессионизм Сидоренко фактически сочетает этот метод со всевозможными ощущениями автора, порой быстрыми всплесками интуиции, как это было у импрессионистов, которые в мгновенном впечатлении, часто не столько реалистичном, сколько собственным эмоциональным ощущением цвета бросали на холст импровизированные мазки красок. Подобные изображения так и назывались impression (впечатление). Этот метод во многом свойственен Игорю Сидоренко. Однако он расширяет дальше стилистику своих картин. Независимо от темы картины и изображённых на ней персонажей в них ощущается одновременно и мир реальностей и мир воображения, мечты, полёта фантазии, а также впечатления от того, что видел автор в мире искусства. На полотнах Сидоренко изображён весь его жизненный опыт, всё виденное, познанное и пережитое. Но его главная цель - это цель свободных ассоциаций от виденного и прочувствованного мира его воображения. Его романтический экспрессионизм позволяет сочетать в себе в самых экзотических вариантах всевозможные стилистики, как это было у сюрреалистов. Его символика многозначна и даёт возможность зрителю по-своему расшифровывать эти символы. Каждый человек может сам домысливать их, находить в них своё сокровенное, подключать к их созерцанию своё тоже постоянно меняющееся состояние. Зритель может, окунувшись в созерцание этих картин, сам перенестись в любой воображаемый мир. Он может соприкоснуться с любыми историческими периодами, любой религией и любой психологически сложной воображаемой реальностью.
Сидоренко для реализации своих замыслов-ощущений использует не только сочетание разных техник, но и разных материалов: холст, масло, оргалит-масло, графические материалы, темперу, акварель, гуашь. Интересные, загадочные композиции Сидоренко создаёт из полудрагоценных и искусственных камней, группируя их мозаичным и абстрактным методами.
Свои картины художник отмечает цифрами. Это говорит о том, что каждый может придумать им свои названия, опять-таки исходя из своего собственного их постижения.
Но затем художник некоторым из них дал названия, что отнюдь не лишает зрителя права сотворчества в этом плане. Так картина "Радость свободы" тоже символически говорит об этом. Женщина из сказки держит в руке голубя - райскую птицу, готовую к полёту. Тональность картины - бледно-голубая -, символ радости и лёгкости свободного полёта в небесные дали. В картине "Обнажённая" Сидоренко восхищается красотой женского тела. Его картины условно можно сгруппировать по эмоционально-сюжетной основе. "Ночь на Ивана Купала" - старинное предание о поиске цветка папоротника, который никто никогда не видел. Поэтому в своих эмоциях художники с желанием обрести мудрость будут искать его вечно. Фантазия рисует этот воображаемый цветок в красном цвете. На картине Сидоренко изображены три сказочные женщины (художник тяготеет к сказкам), из которых стоящая слева одета в красные одежды, остальные две облачены в пастельные тона.
Облик женщины на картинах Сидоренко вызывает ассоциации с обликом Венеры, рождающейся из морской пены ("Рождение Венеры") Сандро Боттичелли. Чуть размытые тональности голубого, розового, бледно-сиреневого, бежевого вызывает в памяти картины Мориса Дени. В этой тональности дана также картина "Ночь Гоголя", где знаменитый писатель в воображении Сидоренко предстаёт вместе с ангелом. Загадочные "Русалки" своей текучестью как бы напоминают о таинственных водах своего пребывания.
Богаты эмоциями воображения и полёта фантазии галерея картин: задумчивая "Элегия", мимолётное, светлое "Vision" (Видение), розово-голубые заоблачные "Грёзы", мгновенная, яркая вспышка "Озарение".
Художника влечёт мир танца, быстрого и плавного движения. "Испанские танцоры" в красно-чёрных бликах красок могут вызвать в памяти волнующие движения фламенко, а фантастическая "Арлекинада", с изломанными линиями и пёстрой цветовой гаммой, навевает воспоминания о "мирискуссниках".
Его синеголубой пейзаж и пейзаж с соснами вызывают в памяти блики Поля Сезанна, Мориса Вламинка и Андрэ Дерена.
Трагические цветовые ноты звучат в картинах "Кукольная смерть" и "Хищный цветок". А отрешённая, пастельная "Слепая" как будто полна внутренней созерцательности, напоминает одноимённый образ в исполнении балерины Аллы Шелест в хореографии Леонида Якобсона.
Большой интерес представляют также портреты различных персонажей, в чертах, взгляде и одеждах которых тоже видна яркая человеческая незаурядность.
Творчество Игоря Сидоренко уже давно привлекло к себе внимание любителей искусства разных стран. Его полотна находятся в частных собраниях и галереях России, Португалии, Бразилии, Италии и США.

Арленикинада
Испанские танцоры
Ночь на Ивана Купала
Радость свободы
Слепая
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров