- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 1(64)

 

СОБЫТИЯ

 

Светлана Сливинская

"ДОМ ЩЕДРИНА"

 

 
 
 

Россия отметила 85-летний юбилей со дня рождения выдающегося композитора Родиона Константиновича Щедрина. Концерты, посвященные его творчеству, прошли в Москве, Владивостоке, Самаре, других городах России. Композитора приветствовали президент России Владимир Путин и многие официальные лица. Но эпицентром этих торжеств, безусловно, стал Петербург. Великолепным концертом из его произведений завершился XVIII Международный зимний фестиваль "Площадь Искусств".

Но настоящим, истинным домом Щедрина можно назвать Мариинский театр, в постоянном репертуаре которого находится большинство произведений композитора. Из-за большого интереса к этим сочинениям, они всё время включаются в международные фестивали театра. А своеобразная оперная трилогия - "Левша", "Очарованный странник" и "Рождественская сказка" написаны специально для Мариинского театра и посвящены Валерию Гергиеву. Здесь можно вспомнить, что инаугурация сцены "Мариинский-2" произошла именно оперой Щедрина "Левша". Его имя и творчество, таким образом, как бы благословили эту новую сцену на будущую жизнь. И с тех пор эта сцена знает много триумфальных постановок и широко открывает двери новым талантам.

В Мариинском театре идёт его знаменитая опера "Не только любовь", балеты "Анна Каренина" и "Конёк-Горбунок", звучат симфонические и инструментальные произведения. Помимо Богом данного большого таланта, Щедрин обладает замечательным виртуозным мастерством и большой культурой. В этом плане интересно обратиться к его "Биографическим заметкам"… Здесь можно понять - из чего складывается его феноменальное мастерство в области хора, оркестра и различных инструментов. Будучи учеником хорового училища, он досконально изучил искусство хорового пения, откуда во всех его сочинениях представлены виртуозные хоры.

Щедрин очень любит фортепиано, этот уникальный инструмент, способный выразить в звуках всю звуковую вселенную. Ещё в бытность своего студенчества в московской консерватории, занимаясь в классе выдающегося музыканта и педагога Якова Флиера, он в совершенстве овладел фортепиано. И это позволило ему создать свои замечательные произведения для этого инструмента.

Как композитор он обучался у выдающегося мастера Юрия Шапорина, благоприятно способствовавшего развитию многогранного таланта Щедрина. По ходу учебы он овладевал сложнейшим мастерством оркестровки, которое потом совершенствовал на протяжении всей своей творческой жизни. В результате все эти знания являются составляющими выдающегося мастерства композитора. Но к ним ещё добавляется другая уникальная страница биографии. Дед Родиона Щедрина был православным священником. Его отец тоже имел духовное образование. Сам же Родион Константинович является не только глубоко верующим человеком, но и знатоком священных образов. Он профессионально знает голос церковных колоколов и умело использует его в своих произведениях. Это также богатейшая составляющая мастерства композитора.

Щедрин прекрасно знает русский фольклор, исходящий из недр самой земли русской: частушки, прибаутки, обрядовые украшения праздников, включая Рождество, святки, пасху - и все эти богатейшие мотивы использованы им в своем творчестве. Сюда относится и фольклор бродячих провинциальных цирков, являющийся богатейшим мотивом российской провинциальной жизни.

Для большой оперы Щедрин, будучи замечательным знатоком литературы, открыл творчество Николая Лескова и его очарованных душ. Творчество Лескова - насквозь музыкальное, стало настоящим вдохновением для Щедрина. Его оперу "Очарованный странник", написанную специально для Концертного зала "Мариинский", видели во многих странах мира, и она всегда вызывала восхищение как истинное порождение земли русской.

Все произведения Щедрина, идущие в Мариинском театре, как живые организмы, постоянно обновляются и живут в унисон с сегодняшним днём, осуществляя, таким образом, связь времен и поколений. А для певцов - это большая школа искусства современной оперы.

Во время празднования юбилея композитора в рамках фестиваля "Лики современного пианизма" в Концертном зале "Мариинский" состоялся уникальный концерт фортепианных сочинений Щедрина. Зал был настолько переполнен, что буквально яблоку негде было упасть. Интерес слушателей был просто огромен. Ведь перед ними проходила практически вся жизнь Родиона Щедрина в сфере фортепиано, столь любимого композитором. Его фортепианные концерты исполняли лучшие пианисты современности.

Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1954), который композитор сочинил в свои 22 года, исполнил Алексей Володин. И этот юношеский концерт был настолько блистательным, что после его исполнения Щедрин сразу же был принят в Союз композиторов СССР, ибо молодой композитор воистину подхватил эстафету С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича. В сложнейшей сольной партии фортепиано как будто звучало всё музыкальное мироздание. И в классическую структуру концерта самым утонченным образом были включены фольклорные мотивы. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 прозвучал в исполнении экстраординарного пианиста современности Дениса Мацуева, победителя в 1988 году Международного конкурса им. П. И. Чайковского. Оригинальность формы состояла в том, что все части концерта имели своё название: диалоги, импровизации, контрасты. Эмоциональное воображение слушателя в виртуозных фортепианных импровизациях, полных самых экзотических контрастов, может представить себе диалоги композитора со всей вселенной. На концерте в эти диалоги вступал и оркестр. И это был действительно замечательный диалог между Денисом Мацуевым и Валерием Гергиевым.

Концерт № 4 для фортепиано с оркестром ("Диезные тональности") (1991) был исполнен лауреатом международных конкурсов Сергеем Редькиным. Это великолепное произведение впервые прозвучало в Вашингтоне в Кеннеди-центре в исполнении блестящего пианиста Николая Петрова с оркестром под управлением Мстислава Ростроповича. Концерт посвящён 100-летнему юбилею знаменитой фирмы по выпуску роялей "Стейнвэй". Здесь в изысканной экспериментальной форме композитор, казалось, продемонстрировал всю свою огромную любовь к этому инструменту. Но Щедрину также очень хотелось внести в эту своеобразную фортепианную фантазию русский след - алфавит древних русских колокольных звонов, и вторая часть концерта так и называется "Русские звоны".

"Романтическое приношение" - двойной концерт для виолончели и фортепиано с оркестром (1910). Солисты: Сергей Редькин и Александр Рамм (виолончель). Этот экстравагантный музыкальный подарок композитор сделал двум замечательным музыкантам - пианистке Марте Аргерих и виолончелисту Мише Майскому, которые исполнили его в Люцерне в 2011 году. А во время своего юбилея в Петербурге композитор сделал подарок петербургским любителям музыки. Этот концерт, где Щедрин выбрал никогда ранее не существующую форму двойного концерта, в Петербурге был исполнен впервые.

Наверное, было бы очень уместным, чтобы в репертуаре Мариинского театра присутствовали все сочинения Родиона Константиновича Щедрина: оперы, балеты, симфонические, вокальные и инструментальные произведения. Он справедливо считается живым классиком. В "Мариинском 2" есть зал имени Родиона Щедрина, где могут исполняться произведения выдающегося композитора, написанные специально для этого зала, которые от него ждут поклонники его таланта.

И нам представляется, что Мариинский театр по праву может считаться "Домом Щедрина".

Родион Щедрин
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров