- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 1(64)

 

ЮБИЛЕИ

 

Светлана Сливинская, Михаил Иванов

40 ЛЕТ СПУСТЯ

"Вчера, сегодня и завтра" - спектакль-концерт в честь 40-летия Театра балета Бориса Эйфмана

 
 
 

На сцене Александринского театра состоялся грандиозный спектакль-концерт, посвящённый славному юбилею всемирно знаменитого Театра балета Бориса Эйфмана (Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение культуры "Академический театр балета Бориса Эйфмана"). На концерте с приветственной речью к юбиляру выступили губернатор города Г. С. Полтавченко и представитель администрации президента.

Этот спектакль-концерт является практически завершением юбилейных торжеств, проходивших в течение 2017 года. Театр гастролировал в Северной Америке, где хорошо знают и ценят творчество Бориса Эйфмана. Достаточно вспомнить, что именно его пригласили в Нью-Йорк на 100-летеие со дня рождения Джорджа Баланчина для постановки спектакля в память великого балетмейстера, который получил высокую оценку критики, в частности газеты The New York Times.

Огромный успех ждал Эйфмана и на другом конце планеты, когда труппа выступала в Пекине и Шанхае, где балетное искусство высоко ценится и находится на очень высоком уровне. И далее - города Европы, ближнего зарубежья и, конечно, всей России. Театр Эйфмана выполняет свою высокую миссию, знакомя максимальное количество любителей балета всего мира со своими замечательными спектаклями.

И вот Петербург, финальный аккорд юбилейных торжеств. С чувством глубокой благодарности и признательности гости юбилея приветствовали вышедших на сцену Александринского театра артистов разных поколений, участвовавших в формировании театра со дня его основания. Их было много. Они были счастливы. И из далеких дней воспоминаний восторженно присоединились к сегодняшнему дню. Среди них были легендарные имена: Алла Осипенко, Джон Марковский, Валерий Михайловский, Альберт Галичанин и многие другие, сменявшие друг друга в течение этих сорока лет. (Увы, балетный век артиста непродолжителен). На спектакле были педагоги, репетиторы и представители других служб театра. Это было грандиозное действо творческой и человеческой жизни во времени. И казалось, что на театр, подобно эмоциональному девятому валу, нахлынула огромная волна разноречивых воспоминаний, восторгов и слез. Эти яркие вспышки памяти озаряли сцену и зрительный зал.

Театр балета Бориса Эйфмана был создан в 1977 году. С тех пор было пройдено много дорог и прожито много разноречивых эмоций. Творческий путь Эйфмана не всегда был усыпан розами. Официальные лица, не понимая его таланта, обвиняли хореографа в "диссидентстве", и даже раздавались голоса о закрытии его театра. Создавали препятствия его выдающимся артистам Ирине Якобсон и Алле Осипенко, не позволяя принимать их на работу. Но обладающий высоким гражданским чувством и хранящим человеческое достоинство, Эйфман всю ответственность брал на себя за что, конечно, приходилось "расплачиваться". Работа была трудной. Долго не было своего репетиционного зала. Артистам приходилось, перекусив на ходу, переезжать с одного конца города на другой. Всё поддерживал энтузиазм и творческий огонь Бориса Эйфмана.

Эйфман - очень одарённый и высокопрофессиональный хореограф. Его дипломным спектаклем стал балет "Гаянэ" на музыку А. Хачатуряна на сцене МАЛЕГОТа, который сразу обратил на себя внимание хореографической общественности. К. М. Сергеев пригласил его на работу в АРБ им. А. Я. Вагановой. Рядом с таким мастером Эйфман приобрел фундаментальные знания в области высокого классического танца и знание традиций великого русского балета.

И вот он создал собственную труппу, которая первоначально называлась "Ленинградский новый балет". Труппа задумывалась как авторский театр одного хореографа-режиссера. И, жаждующий создать новое современное направление в искусстве и новый хореографический язык, Эйфман с большим энтузиазмом, вопреки всем трудностям, окунулся в работу. Уже первые постановки "Двухголосие" и "Бумеранг" заставили говорить о новом направлении в балетном театре. В молодую труппу пришли ярчайшие звёзды балета Алла Осипенко и Джон Марковский. Вскоре к ним присоединился Валерий Михайловский, танцовщик с экстравагантным актерским талантом. В то же время и у Эйфмана проявилась его главная тенденция в творчестве - стремление к психологическому балету, желание показать "бремя страстей человеческих" во всех их необъяснимых противоречиях. И любители балета до сих пор вспоминают его балет "Идиот" по роману Ф. М. Достоевского на музыку симфонии № 6 П. И. Чайковского. Психологически утончённый князь Мышкин в исполнении В. Михайловского и эмоционально страстная Настасья Филипповна в исполнении Аллы Осипенко по праву могут войти в историю исполнительского балетного искусства. Это были истинные шедевры. Большой популярностью пользовался во всем мире балет "Красная Жизель" о жизни легендарной балерины Ольги Спесивцевой. Затем последовали абсолютно разные по тематике и виртуозные по стилистике "Безумный день, или Женитьба Фигаро", "Поединок", "Двенадцатая ночь", "Легенда", "Мастер и Маргарита", "Убийцы", "Up & Down" и психологические, виртуозные сочинения по мотивам великих произведений мировой литературы и драматургии: "По ту строну греха", "Анна Каренина", "Евгений Онегин", "Чайка", "Трамвай желание". Особое внимание привлекли образы П. И. Чайковского в балете "Чайковский. PRO et CONTRA" и императора Павла I в балете "Русский Гамлет". Почти на всех континентах планеты побывали эти прославленные спектакли. Таково прошлое театра, триумфально живущего в настоящем.

На юбилейном спектакле театр начал с демонстрации своего будущего, которое очень успешно утвердило себя в настоящем. Это - ученики Академии танца Бориса Эйфмана, основанной в 2013 году правительством Санкт-Петербурга по инициативе Бориса Эйфмана, для которой было выстроено прекрасно оборудованное, современное, комфортное здание. В основе обучения в созданной им школе Эйфман заложил инновационные принципы, согласно которым выпускники школы должны стать всесторонне подготовленными, универсальными танцовщиками-актерами, владеющими классическим и современным танцем, виртуозным актерским мастерством, акробатикой, разносторонней культурой. Они в будущем и должны стать основным составом Театра Бориса Эйфмана.

И сегодня в первом отделении спектакля-концерта они уже продемонстрировали свое мастерство, как в специально сочиненных для них танцах, так и в произведениях Бориса Эйфмана.
И здесь выходит ещё одна важная составляющая сложной, балетной структуры Бориса Эйфман: мастерство хореографа, педагога и репетитора.

К сожалению, балетный век очень короткий, поэтому по окончанию его танцовщики, имеющие необходимые данные, становятся педагогами и репетиторами. И здесь важно то, что люди этих профессий для работы в Театре Эйфмана подготовляются внутри этого театра и знают его специфику.

В Академии и труппе театра условно существует также лаборатория молодых хореографов из танцовщиков и педагогов театра, которые могут попробовать свои силы в мастерстве хореографа. И в случае удачи их произведения исполняются танцовщиками труппы и учащимися Академии. Таким образом, хореографы нового поколения постоянно воспитываются внутри структуры Бориса Эйфмана.

Так нынешний премьер труппы театра Олег Габышев уже заявил себя талантливым хореографом. И учащиеся Академии исполнили его графически экспрессивный, виртуозный балет "Ритуал". А во втором акте юбилейного спектакля состоялась премьера его балета "Метель" на музыку Г. Свиридова и П. Чайковского. В основе сюжета лежит тема судьбы и попытки человека противостоять ей. Однако, по мнению автора, Рок настолько силён, что человек становится марионеткой в водовороте его "метели" и склоняется перед её властью. Для выражения этих эмоций Габышев находит интересный гибкий пластический язык, в котором острые линии противоречий растворяются в беспорядочно несущимся хаосе Судьбы. Спектакль был исполнен солистами труппы Олегом Габышевым, Любовью Андреевой и Ильёй Осиповым. Балет "Метель" - это первая премьера следующего периода жизни театра под названием "Завтра".

Эйфман показал работы и других хореографов, формирующихся в его театре. Это мистическое "Чёрное золото" К. Кейхеля, изящный, воздушный "Вальс" в хореографии И. Кузнецовой, и поэтичные "Дриады" Е. Кузьминой, парящие над пространством сцены в своих белых туниках и невольно вызывающие в памяти образы знаменитого белого балета.

В первом акте были представлены также фрагменты из балетов Эйфмана "По ту сторону зла" и "Красная Жизель", в которых с радостью ощущалось свежее пластическое дыхание балетной юности, излучаемое учащимися Академии танца.
Во втором акте панорамой прошли фрагменты знаменитых балетов Эйфмана: "Русский Гамлет", о тревожных перипетиях жизни императора Павла I. Интересно отметить, что это была новая редакция спектакля, который живет во времени и может видоизменяться с постоянным накоплением жизненного опыта его автора. За ними последовали фрагменты из полюбившихся публике балетов "Анна Каренина", "Евгений Онегин", "UP & Down", "Дон Жуан, или Страсти по Мольеру". В спектакле-концерте участвовали звёзды балетной труппы: Мария Абашева, Любовь Андреева, Лилия Лищук, Дарья Резник, Олег Габышев, Сергей Волобуев, Дмитрий Крылов, Олег Марков, Игорь Субботин, Дмитрий Фишер. Но хотелось бы отметить и других танцовщиков труппы, мастерство которой находится на высочайшем уровне. Это тот исключительный случай, когда, виртуозно владея классикой, танцовщики так же виртуозно владеют и необычными, сложными приёмами современного танца, необходимого для хореографии Эйфмана. Но если завтра им придётся станцевать "Жизель" или "Лебединое озеро" (а такие случаи уже бывали), они это сделают с блеском. Многие из артистов труппы Эйфмана имеют почётные звания, являются лауреатами международных конкурсов и лауреатами премий "Золотая маска", "Золотой софит", премии президента России и премии правительства Российской Федерации.

Сегодня перед Борисом Эйфмана открываются новые перспективы творчества. Хореограф-мыслитель, хореограф-философ, хореограф-режиссер, Эйфман виртуозно владеет всеми возможным богатством танцевальной выразительности. Постигший величие мировой литературы и создавший по её мотивам интереснейшие хореографические версии, Мастер продолжает изучение и изучение мироздания. Его волнуют проблемы добра и зла, проблемы самопожертвования и грехопадения, тайны творческого процесса.

Сегодня мир находится в крайне сложном состоянии и это тоже волнует выдающегося Мастера, что, безусловно, найдёт своё отражение в его будущих спектаклях. Хотелось бы, чтобы новые премьеры Бориса Эйфмана появились в будущем Дворце танца, который станет центром мировой танцевальной культуры.

 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров