- BALLET ART - Saint Petersburg Ballet Magazine - BALLET ART-
 English  English
Сегодня года На главную страницу   О журнале   Карта сайта   Поиск по сайту
Что и где идет Анонсы
Фотографии выступлений Фотогалерея
Ваши отзывы Гостевая книга
Ссылки на полезные сайты Полезные ресурсы
 
Связь
Мы будем рады узнать Ваше мнение о журнале и услышать Ваши предложения по его улучшению.
Издание нуждается в финансовой поддержке.
С нами можно связаться прямо сейчас. ivanov_ballet@mail.ru
 

 

Ballet Art. - 2018. - № 2(65)

 

 

 

Светлана Сливинская

БОРИС БЛАНКОВ - ПРЕМЬЕР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА

 

 
 
 

Борис Владимирович Бланков - один из самых замечательных танцовщиков русского балета, несущий в себе его самые главные ценности и, прежде всего, его уникальную первооснову - классический танец, поисками и совершенствованием которого в течение веков занимались выдающиеся хореографы и танцовщики.

Именно классический танец в виде ценнейшей уникальной школы был закреплён и поднят на высочайшие вершины А. Я. Вагановой, вместе с которой в области мужского танца работал выдающийся педагог Владимир Иванович Пономарев. Учениками Пономарева были многие замечательные танцовщики, среди которых были Константин Сергеев, Вахтанг Чабукиани, Николай Зубковский… А одним из лучших учеников Зубковского является Борис Бланков.

Интересно отметить, что Борис Бланков всегда свято чтит своего учителя, полученное от него мастерство и хореографическое образование. Прекрасно зная творческий путь Николая Зубковского, его учеников и хореографические сочинения, Бланков издал очень интересную книгу о своём учителе, которая стала ценным историческим материалом и для следующих поколений. Ведь время идёт.

Сценическое время Бориса Бланкова уже тоже ушло, и сегодня мы с ностальгией вспоминаем сценические образы блистательного танцовщика, которые, благодаря кинематографу, сохранились в записи, которыми мы можем наслаждаться. Но никто никогда не заменит живую сцену, тем более сцену Мариинского театра, в пространстве которой и царствовали замечательные танцы Бланкова.

Природа наградила Бланкова прекрасными данными и внешними и профессиональными. Он - красив, высок, статен и элегантен во всех своих движениях. А красота для балета - этой самой прекрасной музы на свете, очень важна. Ведь основные сюжеты классического танца - это сказки, которые всегда будет любить человек, ибо оно отражает все его чаяния о прекрасном.

Борис Бланков - это принц, а принц в классическом балете - самая главная ценность, и это качество, как говорится, относится к числу данных. И руководители балетных коллективов всё время всматриваются в обучающихся молодых танцовщиков: есть ли среди них принцы, кто придёт в "Лебединое озеро", "Спящую красавицу"…

После окончания Ленинградского академического хореографического училища Бланков был принят в труппу Театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр). Как и все начинающие, даже очень одарённые танцовщики, он начал свои выступления на сцене знаменитого театра в четвёрках, двойках. Вскоре он стал лауреатом всесоюзного и международного конкурсов. Появились сольные партии, а затем и ведущие.

"Крестьянское па де де" в балете Адольфа Адана "Жизель" относится к числу сложных и по-своему живописных дуэтов. И на празднике виноградарей танец Бориса Бланкова был пропитан изяществом тёплого осеннего дня и лёгкостью благодатного праздника. В нём было искреннее веселье и опьянение радостью жизни.

Роль Альберта в "Жизели" относится к числу психологических, самых романтических и сложных. И Бланков был великолепным Альбертом. По своей человеческой природе Бланков - правдив и искренен. И эта его человеческая искренность помогает создать персонаж, которому, несмотря на вынужденное притворство, Жизель поверила. А в конце первого действия он был трагически травмирован её смертью. Этот трагизм и отрешенность окрашивали его танец в дуэте с призраком Жизели во втором акте. Он молил о прощении, и глубокая нежность светилась в его поддержках невесомого призрака Жизели. Танец Бланкова был лёгким, выразительным и абсолютно безупречным. А как замечательно и естественно проявились качества искренности и благородства в роли Вацлава в балете "Бахчисарайский фонтан" Б. Асафьева/Р. Захарова.

Вообще безупречная чистота танца всегда была свойственна Бланкову. Для него танец - не просто профессия, это его жизнь, а безупречность танца - как естественность дыхания. В его танцевальной палитре светится бесчисленное количество нюансов, которыми он украшает свой танец в зависимости от настроения. Безупречный профессионализм в сочетании с эмоциональной, актёрской виртуозностью всегда делают очень интересными все создаваемые им образы. Бесконечно поэтичным был его Юноша в "Шопениане" на музыку Фредерика Шопена.

"Лебединое озеро" П. И. Чайковского - символ мирового балета и партия принца Зигфрида - мечта каждого танцовщика. Зигфрид Бланкова был эмоционально очень романтичен. В сцене своего совершеннолетия в изящных танцах с гостями он томился предчувствием, уже устремляясь в ещё неведомые сферы таинственного и великого царства любви, в которое вскоре попал, встретив Одетту на берегу лебединого озера. И эта первая встреча внезапно открыла в нём новую жизнь, к которой он устремился со всей силой своего благородного душевного порыва. Вся его пластика была окрашена страстью и поэтичностью. Белое адажио дышало негой и большой одухотворённостью.

И именно искренность Зигфрида Бланкова заставила поверить чёрной Одиллии, легко обманувшей его и ввергнувшей в бесконечное отчаяние, с которым, не помня себя, он бросился в обитель Одетты. Пластические стоны лебедей усилили его боль, и он бесстрашно бросился на борьбу с коварным Ротбартом. Зато, какой светлой и благостной была победа Зигфрида в этом бою. Это была победа добра и справедливости, столь свойственных природе Бориса Бланкова, которыми он наделил и своего героя.

Принц Дезире в балете "Спящая красавица" П. И. Чайковского имел совсем другие оттенки. Это были оттенки романтической позолоты сказок Шарля Пьеро. Однако, как говорится, любовь всегда права, и фея Сирени пробудила в юном принце чувство любви, в борьбе за которую он вступил в бой со злыми силами. И опоённый этим чувством в царствии дриад Дезире-Бланков преданно и по- рыцарски уверенно раскрывал свои чувства в сцене свадьбы Дезире и Авроры.

А принц в рождественском "Щелкунчике" П. И. Чайковского был в исполнении Бланкова юным очарованием в сцене заснеженного леса и устремлённым за своими светлыми мечтами в розовом вальсе Комфитюренберга.

Говоря о высокой классике, хотелось бы вспомнить, с какой искромётной виртуозностью танцевал Бланков "Pas de six" из балета "Мавританка" Ч. Пуни/Сен Леона, восстановленный Пьером Лакоттом, который однажды присутствовал на репетиции и выразивший свой восторг в адрес Бориса Бланкова и Аллы Сизовой. А какое гордое достоинство было в танце Бланкова в балете "Пахита" М. Петипа. Казалось, что Бланков здесь действительно возводил пьедестал почёта Его Величеству Классическому Танцу.

За благородным принципом высокой классической романтики в репертуаре Бланкова появились персонажи приключенческих и рыцарских романов. Его Базиль в "Дон Кихоте" Л. Минкуса был действительно обогрет ярким солнцем Испании. Он был влюблён, по народному хитёр, остроумен и конечно добр и благожелателен, хотя всегда помнил о своих интересах. Его танец был виртуозен и, казалось, раскрашен эмоциями самого знаменитого романа Сервантеса.

Конрад Бланкова в "Корсаре" был наполнен благородством, отвагой и авантюрным остроумием.

Интереснейшей ролью Бланкова был Солор в балете "Баядерка" Л. Минкуса/М. Петипа в редакции В. Пономарева/В Чабукиани. Вынужденное противоречие любви и долга стало тяжелым бременем для благородного героя, и в пластике Бланкова нежность первого акта сменяется ярким блеском в Grand pas и отрешённым покаянием в сцене Теней, где он создаёт уникальный по элегантности дуэт с Никией, ставшей замечательной страницей знаменитого "белого балета".

Особой страницей в творчестве Бланкова является его сотрудничество с выдающимся танцовщиком и хореографом К. М. Сергеевым, прекрасным редактором произведений Мариуса Петипа.

Можно утверждать, что Борис Бланков является большим знатоком творчества Сергеева, что являет собой воистину большую ценность. Он танцевал во всех редакциях Сергеева балетов Петипа и знает их досконально. Он же танцевал в балетах самого Сергеева: разные по характеру и стилистике партии.

В своём балете "Золушка" С. С. Прокофьева Сергеев создал мужскую партию принца, столь же виртуозную как и партию героини, подняв тем самым мужской танец на очень большую высоту. И дуэты принца и Золушки были виртуозны и наполнены вдохновенной поэзией. И можно утверждать, что Бланков был лучшим исполнителем партии принца, в особенности в дуэте с лёгкой и нежной Светланой Ефремовой. И здесь можно отметить, что Бланков всегда с большим пиететом относился к партнёрше, во всех случаях находил нужные краски для создания дуэта.

Особо хотелось бы отметить работу Бориса Бланкова с Сергеевым в балете "Тропою грома" Кара Караева. Это социальная хореодрама повествовала о сложных отношениях белого и цветного населения, приведшего к трагической развязке главных героев Сари и Ленни, полюбивших друг друга. Роль Ленни у Бориса Бланкова, всегда интересовавшегося социальными проблемами общества, получилась эмоционально насыщенной в своей страстной любви, которую он должен был защищать от преследования и своей несгибаемой борьбой за права человека. И на своём актёрском примере Бланков доказал, что искусству балета доступны абсолютно все темы. Всегда изящная классика артиста в этой роли была порывистой, напряжённой и мужественной. Очень интересной была у Бланкова и роль Лаэрта в балете Сергеева "Гамлет" на музыку Н. Червинского. И специфической национальной характерностью были расцвечены персонажи в балете О. М. Виноградова "Горянка".

Этот уникальный артист был также замечательным руководителем, когда возглавлял балетную труппу Театра оперы и балета в Одессе. Он перенес много классических спектаклей на российские и зарубежные сцены и возглавлял также свою хореографическую труппу, с которой также ставил собственные произведения и всегда был отзывчив и доброжелателен к своим коллегам.

Борис Бланков
 

 
SPYLOG Rambler Домашняя страница Александра Федорова
Copyright © 2004-2018 - BALLET ART - All rights reserved.
Разработка и поддержка сайта Александр Федоров