|
|
|
По следам телепередачи Николая Цискаридзе об Агрипине Вагановой |
|
Замечательную телепередачу благодарности великому педагогу организовал Николай Цискаридзе, блистательно проявляющий своё ещё одно ценное качество - истинного знатока теории и истории танца. И, судя по поставленной программе, он абсолютно разделяет утверждение великой балерины Майи Михайловны Плисецкой о том, что Ваганову ещё недооценили. И, спустя время, мы сегодня осознаём это. Осознаём и радуемся. Радуемся и гордимся. Гордимся за великий русский балет, где в течение веков формировался и родился «Его Величество Танец». Это был долгий, сложный, противоречивый, дискуссионный период Петипа – Ваганова, приведший к созданию великой школы, которую сейчас утверждает для себя весь балетный мир.
Я вспоминаю свои беседы по этому поводу с Майей Михайловной Плисецкой, которая с острейшим чувством сожаления говорила о том, что мало работала с Вагановой. Ей всегда казалось, что из-за этого она что-то потеряла, что в школе Вагановой заключена какая-то тайна, и что ей принадлежит будущее. И пророчества Майи Михайловны сегодня сбываются. Сегодня блистательная Ирина Колпакова из последнего выпуска Агриппины Яковлевны Вагановой вот уже более 20 лет преподаёт и репетирует в знаменитом американском театре АВТ, где на неё буквально молятся. Руководитель театра Джо Маккензи прекрасно понимает это.
В передаче о Вагановой выступила и её первенец, великая балерина, Марина Семёнова, вскоре после выпуска поступившая в Большой театр и продолжавшая там открытия великой школы. Да, сегодня мы часто будем повторять слово «великая». Поскольку оно относится ко многим ученикам Вагановой. «Вот выступает лучшая Никия», - как считали многие критики. В балете «Баядерка» она вспоминает своего педагога и класс усовершенствования балерин в Мариинском театре, который вела Ваганова. Конечно, все, как подчёркивает Ольга Николаевна Моисеева, смотрели в сторону Наталии Михайловны Дудинской, любимой ученицы Вагановой, которой потом Ваганова и передала свой класс, будучи абсолютно уверена в гениальности своей ученицы. «Ах, какой это был блеск! Даже голова кружилась!», - с трепетным восторгом и самозабвением говорила автору этих строк замечательная балерина Нона Ястребова. И сколько замечательных имён, даже от перечисления которых буквально кружится голова: Алла Шелест, Алла Осипенко, Татьяна Вечеслова, Нинель Кургапкина, Любовь Войшнис, Нинель Петрова, да…и вообще все, ставшие выдающимися профессионалами, что так ценила великая Ваганова.
И сегодня её ученицы и ученицы её учениц являются самой надёжной опорой для жизни «Классического Танца». И великое спасибо Николаю Цискаридзе за его проницательность, продолжение великих традиций и надёжную охрану «Его Величества КлассическогоТанца».
|
|